На основании анализа зарубежных и российских правовых актов, научных трудов и исследований широкого круга ученых обоснована значимость использования понятия «публичные закупки», раскрыто его содержание. По итогам рассмотрения публичных закупок как системы правоотношений предложено авторское определение публичных закупок, под которыми следует понимать систему правоотношений, в которых одной стороной выступает уполномоченный представитель публичной власти, осуществляющий приобретение товаров, работ, услуг за счет средств соответствующего бюджета в целях реализации публичного интереса. Выделены характерные признаки публичных закупок и обоснованы наиболее значимые функции публичных закупок, среди которых: социальная, регулятивная, воспроизводственная, инновационная, стимулирующая, оптимизации расходов. Представлена авторская классификация основных субъектов публичных закупок, предусматривающая уполномоченных представителей публичной власти (субъекты, уполномоченные на регулирование и контроль публичных закупок, на централизацию и проведение совместных торгов, а также все заказчики), хозяйствующих субъектов (поставщики, подрядчики, исполнители) и производных субъектов (банки и кредитные организации, электронные торговые площадки, специализированные организации). Акцентировано, что для повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации финансового обеспечения публичных закупок ряд производных субъектов может быть упразднен. Доказано, что правоотношения в публичных закупках подлежат регулированию нормами финансового, административного, гражданского права. Отмечено, что правоотношения в публичных закупках, регулируемые нормами гражданского права (контрактные правоотношения), возникают исключительно после отношений, урегулированных нормами публичного права. Дана правовая характеристика выявленным правоотношениям, обоснована необходимость учета приоритета норм публичного права.
Based on the analysis of foreign and national legal acts, scientific works and research of domestic and foreign scientists, the article substantiates the relevance of the concept “public procurement” and reveals its content. The outcome of the research on public procurement as a system of legal relations allows the author to verbalize its definition. Public procurement should be understood as a system of legal relations where one party is an authorized representative of public authority who purchases goods, works, and/or services at the expense of the relevant budget in order to realize public interest. The characteristic features of public procurement are highlighted, and the most significant functions of public procurement are substantiated, including social, regulatory, reproductive, innovative, stimulating, and cost optimization. The author offers classification of the main subjects of public procurement, involving authorized representatives of public authorities (entities authorized to regulate and control public procurement, to centralize and conduct joint bidding, as well as all customers), business entities (suppliers, contractors) and derivative entities (banks and credit organizations, electronic trading platforms, specialized organizations). It is emphasized that in order to increase the efficiency of budget spending and optimize the financial support of public procurement, a number of derivative entities may be abolished. The article sustains that legal relations in public procurement are subject to regulation by the norms of financial, administrative, and civil law. It notes that legal relations in public procurement regulated by the norms of civil law (contractual legal relations) arise exclusively after the relations regulated by the norms of public law. It outlines the legal characteristic of the revealed legal relations and justifies the necessity of considering the priority of the norms of public law.