Этико-теоретическая рефлексия социальных медиа: положение человека в цифровом пространстве

Поднимается проблема этики в межличностных отношениях в сети Интернет. Подчеркивается онтологическое отличие цифрового киберпространства от реального мира и выводятся соответствующие концептуальные построения современных мыслителей. Обосновываются актуальные вопросы современной философии - существуют ли в киберпространстве некие специфические этические отношения, которые возникают непосредственно в Интернете, как они возможны, и как их можно регулировать. В качестве теоретической и методологической основы для ответа на поставленные вопросы представлены идеи Левинаса об этическом мышлении и принципах «реальных» встреч в Интернете: «для другого», «лицом к лицу» и «существующее-вне-Бытия». В данном контексте рассматривается концепция Левинаса о межличностных и этических отношениях в цифровой реальности и о роли Другого в этих отношениях. Раскрывается идея Другого как бытия субъекта извне, но за которого пользователь Сети несет ответственность. Данный вид ответственности, по Левинасу, является этической нормой. Показан феномен дополненной реальности как вида гибридной реальности, который формируется с помощью цифровых технологий. Дополненная реальность накладывает виртуальные изображения на реальный мир с тем, чтобы обе стороны взаимодействовали друг с другом. Подчеркивается, что в современном обществознании технология дополненной реальности рассматривается как стирающая границы виртуального и реального, а также истинного и ложного. Рассмотрены концепции Билла Перски, Николаса Негропонте, Марка Пренски о цифровой коммуникации и воздействии киберпространства на человека. Особое внимание уделено анализу выстраивания так называемых первобытных этических отношений в сети Интернет. Важное место здесь занимает теория Д. Барни, направленная на изучение влияния технических характеристик сетевых технологий на социальное взаимодействие людей. Акцентируется его идея выстраивания качественно новых межличностных отношений в цифровой среде. Отмечается характеристика виртуальной среды как пространства без ответа и односторонней коммуникации. В этом плане обоснована концепция Н. Лумана о конструировании средствами масс-медиа особого иллюзорного, символического пространства, которое современный человек воспринимает как объективную реальность. Выводится проблема получения истины и объективного знания-информации.

Ethical Theoretical Reflections on Social Media: Place of the Human Being in the Digital Space

Raises the problem of ethics in interpersonal relations on the Internet. The ontological difference between digital cyberspace from the real world is emphasized and the corresponding conceptual constructions of modern thinkers are derived. Relevant questions of modern philosophy are substantiated - whether there are some specific ethical relations in cyberspace, which arise directly on the Internet, how they are possible, and how they can be regulated. As a theoretical and methodological basis for answering these questions, presents Levinas’ ideas regarding ethical thinking and the principles of “real” meetings on the Internet: for-the-other , face-to-face , and existent-beyond-Being . In this context, Levinas’ conception of interpersonal and ethical relations in digital reality and the role of the Other in these relations are examined. The idea of the Other as a subject being outside, but for whom the user of the Internet is responsible, is disclosed. This type of responsibility, according to Levinas, is an ethical norm. The article shows the phenomenon of augmented reality as a type of hybrid reality, which is formed with the help of digital technology. Augmented reality superimposes virtual images on the real world so that both parties interact with each other. It is emphasized that in modern social science augmented reality technology is seen as blurring the boundaries of virtual and real, as well as true and false. The concepts of Bill Persky, Nicholas Negroponte, and Marc Prensky on digital communication and the impact of cyberspace on humans are considered. Particular attention is paid to the analysis of the construction of so-called primordial ethical relationships on the Internet. An important place here is occupied by D. Barney’s theory, aimed at studying the impact of the technical characteristics of network technologies on the social interaction of people. His idea of building qualitatively new interpersonal relationships in the digital environment is emphasized. The characteristic of the virtual environment as a space without response and one-way communication is noted. In this regard, the concept of N. Luhmann about the construction employing mass media of a special illusory, symbolic space, which modern man perceives as objective reality, is substantiated. The problem of obtaining truth and objective knowledge-information is derived.

Authors
Tsai Wei-Ding1 , Chistyakova Olga Vasil'evna 2
Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
4
Language
English
Pages
870-881
Status
Published
Volume
26
Year
2022
Organizations
  • 1 National Chengchi University
  • 2 Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
Keywords
media influence; the Internet; digital space; ethical relations; virtual world; modern technology; mass media; влияние медиа; Интернет; цифровое пространство; этические от-ношения; виртуальный мир; современные технологии; масс-медиа
Share

Other records