Перспективы продвижения российских вузов в международном академическом рейтинге ARWU

Статья посвящена методологии оценки учреждений высшего образования и перспективам их продвижения в системе рейтингов Academic Ranking of World Universities (ARWU). Актуальность исследования обусловлена новейшими тенденциями развития высшего образования в России и в мире - важным параметром оценки вузов становится их участие в международных системах рейтингов. Системы рейтингования дают возможность оценить весь объем аналитической информации по заявленным критериям в одном источнике, а также конкурентность заявленных данных по сравнению с иными организациями в конкретной области. Часто потенциальный абитуриент сталкивается со сложностями в сборе и оценке информации о вузе, который его интересует, поскольку образовательные организации могут умалчивать о своих слабых сторонах, не предоставлять всю информацию в открытом виде или публиковать сведения в разных источниках, которые не всегда легко найти стороннему, не принадлежащему к сообществу вуза человеку. Цель статьи - выявление и систематизация особенностей методологии оценки вузов в системе рейтингов ARWU, а также ее применение к субъектам российского высшего образования. В работе были использованы методы контент-анализа и сравнительно-сопоставительного анализа. Результатом стало выявление специфики рейтингования вузов в ARWU согласно заявленным экспертами критериям, а также оценка критики данной рейтинговой системы. Выявлены и проанализированы как позитивные, так и негативные тенденции развития методологии международного рейтинга ARWU. Разобрана система предметных рейтингов ARWU, проведен сравнительный анализ их методологии. Рассмотрены результаты рейтинга ARWU за 2021 год и участие в нем российских вузов - их перспективы и сложности.

Prospects for the promotion of Russian universities in the international academic ranking ARWU

The article considers the methodology for assessing higher education institutions and prospects for their promotion in the Academic Ranking of World Universities (ARWU). The authors explain the focus of their research by the latest trends in the development of higher education in Russia and in the world; thus, universities positions in international ranking systems become an extremely important parameter for their evaluation. International ranking systems allow to evaluate the whole analytical information according to the criteria in one source, and to assess the competitiveness of the data in comparison with other evaluated organizations in the field. Often a potential student faces difficulty in collecting and evaluating information about the university he is interested in, because it hides its weaknesses, does not provide all information in the open form, or publishes information in various sources that are not easy to find for a person outside the academic community. The article aims at identifying and systematizing the features of the methodology for assessment universities in the ARWU, and at assessing its applicability for the subjects of the Russian higher education. The authors used content analysis and comparative analysis to examine the specifics of the ARWU assessing system according to the criteria provided by experts, and to consider the criticism of this ranking system. The authors identified and analyzed both positive and negative trends in the development of the ARWU methodology; examined the subject rankings of the ARWU system and compared their methodology. The article presents the results of the ARWU for 2021 focusing on the Russian universities, their prospects and difficulties.

Publisher
Российский университет дружбы народов
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
337-351
Status
Published
Volume
22
Year
2022
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
Keywords
Academic Ranking of World Universities (ARWU); методология; академический рейтинг; российские университеты; образовательная политика; образовательные технологии; methodology; academic ranking; Russian universities; education policy; education technologies
Share

Other records