В условиях трансформации геополитической среды, нарастающей интенсивности природных и техногенных катастроф международное гуманитарное сотрудничество превращается в один из приоритетов, который стоит на повестке дня всех глобальных акторов. Это обусловлено тем фактом, что увеличивающаяся из года в год частота стихийных бедствий требует выработки новых подходов и программ для решения вопросов гуманитарного характера. Цель статьи заключается в рассмотрении направлений и особенностей сотрудничества России и ООН, а также проведении анализа системности их взаимодействия в области оказания гуманитарной помощи и снижения риска стихийных бедствий. Результаты: установлено, что одной из наиболее острых проблем для РФ в контексте снижения риска бедствий является противодействие лесным пожарам. Проблема горения лесов привлекла особое внимание ООН, поскольку организация расценивает ее как глобальный вызов. Отдельный акцент в статье сделан на Сендайской Рамочной Программе, которая для России, как и для большинства стран мира, является методическим руководством к деятельности в вопросах участия и взаимодействия с международными партнерами на пути преодоления гуманитарных катастроф и снижения рисков техногенных аварий. Также в статье отдельно рассмотрены направления и масштабы помощи России странам, которые находятся в бедственном положении. Выводы: в рамках взаимодействия с ООН в сфере снижения риска бедствий Россия стремится полностью соответствовать всем стратегическим приоритетам и ключевым положениям Сендайской Рамочной Программы. Полученные в процессе исследования результаты будут полезны для усовершенствования и развития принципов международного гуманитарного сотрудничества между странами в контексте формирования новой парадигмы цивилизационного развития.
In the conditions of transformation of geopolitical environment and escalating magnitude of natural and man-made disasters, the international humanitarian cooperation becomes one of the priorities on the agenda of all global actors. This substantiated by the fact that the increasing frequency of natural disasters requires the development of new approaches and programs for addressing the humanitarian issues. The goal of this article lies is the analysis of vectors and peculiarities if cooperation between the Russian Federation and the United Nations, as well as systematicity of their interaction in terms of humanitarian aid and disaster risk reduction. It is established that one of the urgent problems for the Russian Federation in the context of disaster risk reduction is wildfire prevention. The problem attracts as a global challenge has drawn particular attention of the UN.. Special emphasis is placed on the Sendai Framework on Disaster Risk Reduction, which for the Russian Federation and majority of countries of the world, serves as the methodological guide in the questions of participation and interaction with international partners towards overcoming humanitarian disasters and reducing the risks of anthropogenic hazards. Special attention is given to examination of the vectors and measures of support of the Russian Federation to the countries suffered from disasters. The conclusion is made that within the framework of interaction with the United Nations in terms of disaster risk reduction, the Russian Federation fully conforms to all strategic priorities and key provisions of the Sendai Framework on Disaster Risk Reduction. The acquired results are valuable for the improvement and development of the principles of international humanitarian cooperation between the countries in the context of formation of the new paradigm of civilizational development.