В статье рассматриваются особенности проявления категории образа автора в работе с историческими источниками в сочинении В. О. Ключевского «Русская история», большое внимание уделено рассмотрению реформы в области образования во время правления Петра I. Категорию образа автора как отраженное в тексте личностное отношение автора к предмету изображения, организующее начало текста, исследовали преимущественно на материале художественных текстов, в работах таких ученых, как В. В. Виноградова, Л. А. Новикова, М. Л. Новиковой. Но она имеет объяснительный потенциал к научному тексту. И.И. Бакланова дала общий принцип анализа и выделения образа автора в научном тексте, но данную категорию в конкретной работе научного стиля не изучили. Новизна исследования видится в том, что категория образа автора в научной литературе «Русская история» рассматривается впервые. В процессе работы был применен метод филологического анализа текста. Изучены использованные языковые средства как форма выражения авторских мыслей. Также использован сравнительный метод, с помощью которого сопоставляют начальный замысел с получаемым результатом и изучают причинно-следственную связь, чтобы выявить соотношения содержания текста с замыслом автора. В ходе исследования обнаружено, что образ историка раскрывается несовпадением начальных замыслов реформы, отраженных в диалоге царя с патриархом Адрианом, с ее реальным проведением, показывающим в цитатах из указов (1713-1723). Также категория образа автора проявляется в языковых средствах, использованных при характеристике подобранных фактов. Результаты исследования могут быть использованы в таких учебных вузовских курсах, как «Филологический анализ текста», «Стилистика русского языка», «Русский язык и культура речи». В результате доказано, что отношение В. О. Ключевского к реформе Петра I в области образования как неодобрение.
This article discusses the peculiarities of manifestation of the category of the author’s image in working with historical sources in V. O. Klyuchevsky course of “Russian History”. Major attention is given to the educational reform during the reign of Peter the Great. Category of the author’s image as a personal attitude of the author to object of depiction, which indicates the beginning of the text, was studied primarily on the material of literary texts in the works of such scholars as V. V. Vinogradov, L. A. Novikov, M. L. Novikova. But is has explanatory potential to the scientific text. I. I. Baklanova gave a general principle for the analysis and identification of the author's image in the scientific text; however, this category has not been studied in a specific work of scientific style. The novelty of this research lies in the fact that the category of the author's image in the scientific course of “Russian History” is examined for the first time. The article employs the method of philological analysis of the text; examines the use of linguistic means as a form of expressing the author's thoughts. Comparative method is applied for juxtaposition of the initial idea with the acquired result, as well as for tracing the causal link to determine correlation of the content with the author's idea. It is established that the image of the historian is represented by contrariety of the initial concept of the reform, reflected in the dialogue between the Tsar and Patriarch Adrian, and its actual implementation indicated in the quotations from the decrees (1713-1723). Category of the author's image also manifests in linguistic means used to characterize the selected facts. The obtained results can be used in such university courses as “Philological text analysis”, “Stylistics of the Russian language”, “Russian language and speech culture”. The article reveals that V. O. Klyuchevsky expressed objection to the educational reform of Peter the Great.