В статье рассматривается порядок осуществления военно-технического сотрудничества и разграничения прав собственности на его итоги между странами-участницами БРИКС - РФ и Бразилией, РФ и ЮАР. При этом в фокусе авторского внимания находятся вопросы передачи и использования предшествующей интеллектуальной собственности, распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности и порядка урегулирования разногласий и споров между договаривающимися сторонами и (или) участниками контрактов. Актуальность исследования обусловлена тем, что военно-техническое сотрудничество имеет стратегическую роль для современной России призванной, с одной стороны, укрепить военно-политические позиции страны в мире, а с другой, служит цели поддержания на должном уровне обороноспособности и военной безопасности страны. При исследовании использовались такие методы научного познания, как: общенаучный диалектический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Одновременно автор исходит из субъективно-объективной заданности процессов и явлений, и их взаимосвязанности. Новизна настоящего исследования определяется самой его целью, предметом и кругом рассматриваемых источников. В этом формате автор пришла к заключению, что подходы рассматриваемых стран БРИКС по некоторым ключевым аспектам регулирования вопросов обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности, как передаваемой, так и созданной в рамках военно-технического сотрудничества, носят во многом схожий характер. При этом регламентация использования результатов интеллектуальной деятельности является основой отношений РФ со странами БРИКС при военно-техническом сотрудничестве и нацелена на исключение несанкционированного применения таких продуктов, поэтому формулируется вывод о том, что нормативно-правовая база в области ВТС в части его международно-правовой составляющей по вопросам обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности, переданных и полученных в рамках такого сотрудничества нуждается в дальнейшем совершенствовании.
The article discusses the procedure for the implementation of military-technical cooperation and the delimitation of ownership rights to its results between the BRICS countries - the Russian Federation and Brazil, the Russian Federation and South Africa. At the same time, the focus of the author's attention is on the transfer and use of previous intellectual property, the distribution of rights to the results of intellectual activity and the procedure for resolving disagreements and disputes between the contracting parties and (or) participants to contracts. The relevance of the study is due to the fact that military-technical cooperation has a strategic role for modern Russia, designed, on the one hand, to strengthen the country's military and political positions in the world, and on the other, serves the purpose of maintaining the country's defense capability and military security at the proper level. The research conducted based on such methods of scientific cognition as: general scientific dialectical, formal legal and comparative legal methods, etc. At the same time, the author proceeds from the subjective-objective determination of processes and phenomena, and their interconnectedness. The novelty of this research is determined by its very purpose, subject and range of sources under consideration. In this format, the author came to the conclusion that the approaches of the BRICS countries under consideration on some key aspects of regulating the protection of intellectual property, both transferred and created within the framework of military-technical cooperation, are largely similar. At the same time, the regulation of the use of the results of intellectual activity is the basis of relations between the Russian Federation and the BRICS countries in military-technical cooperation and is aimed at excluding unauthorized use of such products, therefore, the conclusion is formulated that the regulatory framework in the field of military-technical cooperation in terms of its international legal component on ensuring the protection of intellectual property transferred and received within the framework of such cooperation needs further improvement.