В статье анализируется раннее стихотворение С.А. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» в пространстве мировой культуры, фольклорной и апофатической традиции. Большое внимание уделяется образам природы, фитонимам, которые связаны с этосом жизни, т. е. пространством жизни, иконическим миром поэта (природа как икона). Верба, ивы, клевер косвенно указывают в ритуальном сюжете произведения на пасхальные дни, которые лирический герой переживает с наполненным любовью сердцем (к возлюбленной и/или Богу). Стихотворение интересно своим философским подтекстом, связанным с концепцией жизни - смерти. Смерть носит временный характер, по славянским фольклорным и христианским представлениям, но является необходимым условием на инициационном пути героя. В произведении нет противоречия, этос жизни не противопоставлен этосу смерти, они находятся в парадигматических отношениях. Онтогерменевтический анализ позволяет увидеть в раннем стихотворении Есенина не ученичество, не подражание символистам с их тягой к неведомому, а освоение архаических представлений о мире.
The article analyzes the earlier poem by S.A. Esenina “Kray favorite! The heart is removed… » in the space of world culture, folklore and apophatic tradition. Much attention is paid to the images of nature, phytonims, which are associated with the ethos of life, t. e. in the space of life, in the iconic world of the poet (nature as an icon). Verba, ivy, clover are indirectly indicated in the ritual plot of the work on Easter days, which the lyrical hero experiences with a heart full of love (to the beloved and / or God). The poem is interesting in its philosophical subtext, connected with the concept of life and death. Death carries a temporary character, according to Slavic folklore and Christian representations, but there is an indispensable condition for the initial path of the hero. In the production of no contradictions, this life is not opposed to this death, they are in paradigmatic relations. Ontogermenevtical analysis allows us to see in the early verses of Yesenin is not a doctrine, not an imitation of symbolists with their drag on the unknown, and the development of archaic representations of the world.