Статья посвящена исследованию концепта «образование». Данный концепт является основополагающим для русского сознания, поскольку он неразрывно связан с общепринятой системой морально-нравственных координат. Цель данного исследования заключается в том, чтобы построить структурную модель концепта «образование» и определить её тип. Достижению обозначенной цели способствует решение следующих задач: систематизировать определения понятия «концепт» как ключевой категории когнитивной лингвистики, рассмотреть подходы к устройству концепта, разработанные представителями различных направлений в когнитивной лингвистике (культурологического, лингвокультурологического, логического, семантико-когнитивного, философско-семиотического направлений), выделить и описать структурные модели концепта. Новизна исследования состоит в том, что впервые предложена сегментно-полевая модель концепта «образование». Исследование велось с применением метода свободного ассоциативного эксперимента. В ходе исследования были описаны иерархические отношения «ядро-периферия» концепта «образование», а также установки сознания, вытекающие из его содержания. Выявлено, что концепт «образование» является сегментным, так как базовый и дополнительный когнитивные слои, составляющие объем данного концепта, окружают строго определенные сегменты. Результаты исследования могут быть использованы в лексикографической практике при составлении ассоциативных словарей, а также в курсах когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и психолингвистики.
The article is devoted to the study of the concept of "education". This concept is fundamental for the Russian consciousness, since it is inextricably linked with the generally accepted system of moral coordinates. The purpose of this study is to build a structural model of the concept of "education" and determine its type. The solution of the following tasks contributes to the achievement of this goal: to systematize the definitions of the concept as a key category of cognitive linguistics, to consider approaches to the structure of the concept developed by representatives of various directions in cognitive linguistics (cultural, linguistic, logical, semantic-cognitive, philosophical-semiotic directions), to identify and describe the structural models of the concept. The novelty of the study lies in the fact that it is for the first time a segment-field model of the concept of "education" is proposed. The study was conducted using the method of free associative experiment. In the course of the study, the hierarchical relations core-periphery of the concept of "education" were described, as well as the attitudes of consciousness arising from its content. It is revealed that the concept of "education" is segmented, since the basic and additional cognitive layers that make up the scope of this concept surround strictly defined segments. The results of the study can be used in lexicographic practice in the compilation of associative dictionaries, as well as in courses of cognitive linguistics, linguoculturology and psycholinguistics.