В статье рассматривается проблема сохранения физического здоровья и психологического благополучия студентов в процессе получения высшего профессионального образования. Обоснована высокая потенциальная стрессогенность студенческого периода в силу многообразия решаемых студентом личностно значимых задач, насыщенности ситуаций учебного и межличностного взаимодействия, являющихся объективно или субъективно трудными. На основе анализа теоретических и эмпирических исследований доказано влияние стресса на социальные связи студента с микро- и макросоциумом. Цель исследования состояла в выявлении источников и специфических признаков стресса у студентов разных курсов обучения. Реализация цели осуществлялась посредством критического обзора теоретических концепций и эмпирических исследований по проблеме стресса у студентов, использования методов психологической диагностики и процедур математической статистики. Проанализированы эмпирически выявленные источники и уровни выраженности признаков стресса у российских и белорусских студентов психологических специальностей. Определены комплексы факторов, представляющих актуальную стрессогенность для студентов в следующих сферах жизнедеятельности: академическая деятельность, прокрастинация и баланс учебы и жизни; близкие отношения (семейные и романтические); быт и финансы; социальное равенство, языковые и культурные различия; физическое и психическое здоровье. Представлена содержательная характеристика выявленных эмоциональных, поведенческих и физиологических признаков стресса у студентов. Установлено, что уровень выраженности стресса различается у студентов разных курсов обучения: показатели признаков стресса более высоки у выпускников бакалавриата в сравнении со второкурсниками, что объясняется специфическими задачами социальной ситуации их развития, которая характеризуется относительным адаптационным равновесием студентов 2-го курса и возникновением новых личностно значимых задач, решение которых влияет на ближайшую и дальнюю перспективу, у студентов 4-го курса. Результаты исследования представляют практическую значимость и могут быть внедрены в практику специалистов-психологов, осуществляющих сопровождение студентов как на этапе адаптации к учебному процессу в высшей школе, так и на выпускных курсах бакалавриата и магистратуры. Целесообразна разработка и реализация дополнительных курсов по обучению студентов аутогенной тренировке и повышению их стрессоустойчивости в отношении стрессогенных факторов их жизнедеятельности.
The article treats the issue of preserving students’ physical health and psychological wellbeing in the process of acquiring higher vocational education. The article maintains that students are highly susceptible to stress, for they have to solve numerous and various personally significant tasks which are difficult for a number of objective and subjective reasons. The analysis of theoretical and empirical investigations shows that stress influences students’ social interaction at a micro and macro scale. The aim of the research is to investigate various sources and specific signals of stress in students. To achieve the aim of the research, the authors use critical assessment of theoretical and empirical research dedicated to the investigation of stress in students, they employ methods of psychological diagnosis and mathematical statistics. The authors analyze empirical data on sources of stress and stress levels in Russian and Belorussian students majoring in psychology. The article analyzes clusters of factors which cause stress in students in such spheres as academic activities, procrastination, life and study balance; close relationships (family and romantic ties); everyday life and finance; social equality, linguistic and cultural differences; physical and mental health. The article characterises emotional, behavioural, physiological signals of stress in students. The authors maintain that the level of stress varies in students depending on their seniority. Graduates are usually more stressed than second-year students, which can be accounted for by specific social tasks the former have to deal with, while the latter are relatively well-adapted to their environment. Moreover, graduates have to solve personally significant tasks, whose solution will influence their immediate and distant future. The results of the research are practically significant, for they can be used by practicing psychologists who provide psychological support to students both when students are adapting to a new learning environment and when they are about to graduate from the university. It may deem necessary to develop and implement additional courses aimed at teaching students some autogenic training techniques in order to improve their stress resilience and to help them cope with various stress factors.