Статья посвящена сложившейся в системе образования страны ситуации, которая требует построения новой проекции, опирающейся на повышение качества жизни населения, создание комфортного психологического климата, вселяющего уверенность в завтрашнем дне и обеспечивающего реализацию социального капитала. Мировой положительный опыт убедительно демонстрирует, что современным приоритетом перспективного развития выступает всестороннее стимулирование процесса по расширению горизонтов использования экономики знаний. Процесс управления модернизацией социально-экономическими отношениями в российском обществе, происходящий в условия непрерывного обновления научно-образовательной системы, базируется на потенциале технологий цифровой экономики. Приоритетной задачей выступает обеспечение доступа всего населения страны, к качественным образовательным услугам. Именно экономика знаний, обеспечивает гармоничное взаимодействие властных структур, предпринимательских и научно-образовательных сообществ, социально-экономических страт, способствуя развитию инновационного мышления каждой личности, что диктует необходимость разработки методов и технологий личностного развития и его обеспечения, в том числе педагогического. Реализация отечественной парадигмы цифровой экономики в системе образования, столкнулась с возникновением вызовов, порожденных пандемией и иными социально-экономическими проблемами. Многие граждане ставят под сомнение эффективность онлайн-обучения, которое сокращает, по их мнению, возможности психолого-педагогического влияния профессорско-преподавательского состава на процесс формирования требуемого уровня компетенций и навыков у обучающихся и студентов. В условиях продолжающегося сокращения доходов населения, снижения покупательной способности, в том числе за предоставляемые образовательные услуги, оказывается мощное негативное воздействие на мотивацию студентов, которые связывают свою будущую карьеру с достойным и доступным образованием.
The article is devoted to the situation in the education system of the country, which requires the construction of a new projection based on improving the quality of life of the population, creating a comfortable psychological climate that inspires confidence in the future and ensures the realization of social capital. The world's positive experience convincingly demonstrates that the modern priority of promising development is the comprehensive stimulation of the process of expanding the horizons of the use of the knowledge economy. The process of managing the modernization of socio-economic relations in Russian society, taking place in the conditions of continuous renewal of the scientific and educational system, is based on the potential of digital economy technologies. The priority is to ensure access to quality educational services for the entire population of the country. It is the economics of knowledge that ensures the harmonious interaction of power structures, entrepreneurial and scientific-educational communities, socio-economic strata, contributing to the development of innovative thinking of each person, which dictates the need to develop methods and technologies for personal development and its provision, including pedagogical. The realization of the domestic paradigm of the digital economy in the education system has faced the emergence of challenges caused by the pandemic and other socio-economic problems. Many citizens question the effectiveness of online learning, which, in their opinion, reduces the possibilities of psychological and pedagogical influence of faculty on the process of developing the required level of competencies and skills among students and students. With the continued decline in incomes and the decline in purchasing power, including for educational services provided, there is a strong negative impact on the motivation of students who associate their future careers with a decent and affordable education.