Анализ предпочтений студентов при выборе мобильных приложений для изучения русского языка как иностранного

Введение. Актуальность заявленной проблемы продиктована тенденцией развития методики преподавания русского языка как иностранного в области применения цифровых средств обучения. В поле зрения исследования находятся мобильные приложения, которые иностранные студенты используют самостоятельно при изучении русского языка. Цель исследования - выявить факторы, которые влияют на предпочтения студентов, изучающих русский язык в разных странах, при выборе языковых интернет-приложений. Методология и методики исследования. В исследовании использованы теоретические методы анализа научных источников, анализ особенностей изучения русского языка в странах, имеющих разный социокультурный контекст языкового образования (Чешская Республика, Туркменистан). Для сбора эмпирических данных применялся опрос (всего 103 респондента). Результаты. Исследование показало, что около 90% студентов из обеих групп прибегают к использованию мобильного Интернета для изучения русского языка. Студенты из Чешской Республики значительно чаще, чем их ровесники из Туркменистана, выбирают такой цифровой ресурс, как языковые интернет-приложения (80% к 28%). Чешские студенты предпочитают применяют приложения со встроенными методическими системами, предполагающими развитие разных видов речевой деятельности. Студенты из Туркменистана используют приложения с ограниченным спектром методических ресурсов. К выявленным факторам, влияющим на предпочтения студентов, можно отнести следующие: существующий контекст языкового образования (доступность изучения языков, включение цифровых ресурсов в обучение), представленность родного языка в цифровых ресурсах, владение языком-посредником, включенным в цифровое образовательное пространство.

The analysis of students' preferences of mobile applications for studying Russian as a foreign language

Introduction. The relevance of the research comes from the tendency for the Russian as a foreign language methodology to apply digital learning tools. The research focuses on mobile applications that are used for self-studies by international students learning Russian. The aim of the research is to establish the factors that influence the preferences in online applications among students learning Russian in different countries. The methodology and research methods. The research relies on the theoretical methods of the analysis of scholarly works, the analysis of the distinctive features of learning Russian in the countries with different social and cultural contexts of language education (the Czech Republic, Turkmenistan). The survey used to gather empirical data (the total of 103 respondents) was aimed to identify the preferences of international students in their choice of online language applications. Results. The research established that about 90% of students from both groups resort to using mobile Internet for learning Russian. Students from the Czech Republic choose language online applications much more frequently than their peers from Turkmenistan (80% and 20% respectively). Czech students prefer to use applications with in-built methodology systems that encourage the development of different types of speech activities. Students from Turkmenistan use applications with a limited range of methodology resources. The factors that are found to influence students’ preferences include the existing context for language training (access to language training, use of digital resources for learning), the presence of the native language in the digital resources, the proficiency level in the intermediary language which is included in the digital education environment.

Authors
Potemkina Tatiana V.1 , Bondareva Lilia V.1 , Novoselova Svetlana 2 , Shevechkova Monika3
Number of issue
6
Language
Russian
Pages
220-233
Status
Published
Volume
48
Year
2020
Organizations
  • 1 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  • 2 Peoples’ Friendship University of Russia
  • 3 Университет им Т.Г. Масарика
Keywords
русский язык как иностранный; языковые Интернет-приложения; высшее образование; мобильное обучение
Share

Other records