О ПОДРАЖАТЕЛЯХ И ПРОДОЛЖАТЕЛЯХ (поэтонимологический этюд)

На материале стихотворений «Когда объятый туманами Шуман …» и «Когда великий Шуман …» представлен анализ поэтики образов музыки, созданных с использованием онимных средств. Исследуется функционирование антропоэтонимов как компонентов системы средств, формирующих индивидульно-авторское отношение к образам музыкального искусства в поэтическом мире И. Сельвинского. Уделено внимание аллюзиям и реминисценциям, формирующим связи каждого из антропоэтонимов с поэтическим целым и их взаимовлияние в поэтонимосферах двух текстов поэта. Основная цель работы состоит в выявлении приёмов и способов «внедрения» в поэтический текст реминисцентных рядов из фамилий выдающихся композиторов, приводящих к преобразованию антропоэтонимов в авторские новообразования - коннотонимы - и формирующих одну из ярких черт идиостиля И. Сельвинского. В результате анализа функционирования антропоэтонимов автор приходит к выводу о том, что поэтика «музыкальных» антропоэтонимов цикла «О музыке, но не только» является важной составляющей подтекстуально выраженной мысли поэта о «достойном» обращении автора-художника, творца, а не подражателя к великому наследию Гениев. При использовании имён для поэтических образов - Шумана , Шопена , Паганини , Чайковского и Гуно - И. Сельвинский продемонстрировал не только поэтическое мастерство, но и широкую музыкальную эрудицию. Использованные в текстах цикла-дилогии музыкальные антропоэтонимы отражают не только музыкальные предпочтения, но и индивидуально-авторские способы использования поэтонимии.

On the basis of the poems “When Shuman enveloped in fog ...” and “When the great Schuman ...” the analysis of the poetics for the music images, created with the help of onymic means, is presented. The article examines the functioning of anthropoietonyms as components of the means system that form the individual-author's attitude to the images of musical art in the poetic world of I. Selvinsky. It is paid attention to allusions and reminiscences that form the connections of each anthropoietonym with the poetic whole and their mutual influence in the poetonyms of the poet’s two texts. The main purpose of the work is to identify the techniques and methods of “introducing” into the poetic text of the reminiscent series from the names of outstanding composers, leading to the transformation of anthropoietonyms into the author's new formations-connotonyms and forming one of the brightest features of I. Selvinsky's idiostyle. As a result of the analysis for anthropoietonyms functioning, the author comes to the conclusion that the poetics of the “musical” anthropoietonyms in the cycle “About music, but not only” is an important component of the poet's subtextually expressed thought about the “worthy” appeal of the author-artist, creator, but not an imitator to the great heritage of Geniuses. Using the names for poetic images - Schumann, Chopin, Paganini, Tchaikovsky and Gounod - I. Selvinsky demonstrated not only poetic skill, but also a wide musical erudition. Musical anthropoietonyms used in the texts of the cycle-dilogy reflect not only musical preferences, but also the individual author's ways of using poetonymy.Key word: anthropoietonym, poetonymosphere, poetonym-mask, musical artyonym, metonymy, piece of music.

Publisher
Воронежский государственный технический университет
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
17-24
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов, Медицинский институт
Keywords
anthropoietonym; poetonymosphere; poetonym-mask; musical artyonym; metonymy; piece of music; антропоэтоним; поэтонимосфера; поэтоним-маска; музыкальный артионим; метонимия; музыкальное произведение
Share

Other records

Поклонов В.А., Глебов В.В., Аскарова Д.А., Ерофеева В.В., Аникина Е.В.
Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Науки о Земле. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. 2021. P. 85-93
Дударева М.А., Кольцова Н.З.
Концепт: философия, религия, культура. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Vol. 5. 2021. P. 25-33