Статья посвящена актуальным исследованиям современных авторов в области биологических и социальных экосистем, в частности экосистемы образования. В ней рассматриваются сравнительные характеристики, сходство и различия таких экосистем, проводится аналогия между закономерностями и свой ствами их функционирования. Анализируются различные концептуальные подходы, понятийный аппарат, модели развития, позволяющие разработать стратегические и тактические цели продвижения образовательных экосистем по аналогии с природными экосистемами. Особое место отводится изменениям (инновациям), синергетическому подходу, сетевому характеру взаимодействия внутри как биологических экосистем, так и экосистем образования, рассматриваются факторы, обеспечивающие их устойчивость, самоорганизацию, саморегулирование, саморазвитие. Материалы статьи могут быть использованы для инновационного конструирования образовательных экосистем в образовательных организациях высшего образования.
The article is devoted to the current research by contemporary authors in the field of biological and social ecosystems, in particular the ecosystem of education. It examines the comparative characteristics, similarities, and differences of such ecosystems, draws an analogy between the patterns and properties of their functioning. The authors analyze various conceptual approaches, conceptual apparatus, development models which make possible to develop strategic and tactical directions for promoting educational ecosystems by analogy with natural ecosystems. A special attention is given to innovative and synergistic approach within the nature networks and its interaction both with the biological and educational ecosystems. Article also aims at identifying the main factors that ensure its sustainability, self-organization, self-regulation, and self-development. The materials of the article can be used to design innovative and effective tools for the support and development of educational ecosystems approach in the higher education institutions.