Столкновение интересов и геополитическое соперничество в регионе Красного моря

Ареал, включающий в себя водные просторы Красного моря и Аденского залива, по которым прокладывали курс еще древние мореплаватели, а также сухопутные пространства Северо-Восточной Африки (Африканский Рог и сопредельные территории), стремительно превращается в важный в геополитическом плане регион. Речь идет об обеспечении свободного доступа в Красное море и, следовательно, к Суэцкому каналу, что значительно сокращает маршрут и уменьшает время доставки грузов (в том числе энергоносителей), облегчает и удешевляет товарообмен между странами Европы и Азии. Однако столь важный в стратегическом плане регион оказывается крайне нестабильным и турбулентным. Судоходство здесь осуществляется, отчасти, по нескольким узким проливам, получившим в экспертной среде наименование «удушающих» и «шоковых точек» современной геополитики. Четко обозначилась тенденция к усилению соперничества в этом некогда «сонном» регионе: такие арабские страны, как Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, стремятся обеспечить здесь свои интересы в конкуренции с другими ближневосточными «тяжеловесами» - Турцией и Ираном, и к указанным последними неарабским акторам с недавних пор примыкает Катар. Ускорившаяся динамика событий приводит к изменениям в балансе сил, что не остается без внимания внерегиональных держав - Китая, США и других, включая, конечно же, и Россию. В представленной статье ставится задача осмыслить сложившиеся политические реалии в рассматриваемом регионе, выявить военно-политические и торгово-экономические факторы, детерминирующие геостратегическую важность акватории Красного моря и прилегающих к нему территорий, определить особенности отношений между странами региона, а также их взаимодействие с внерегиональными игроками.

The Red Sea and the Aden Gulf area, where from time immemorial ancient sailors paved trade routes, and the North-East Africa (the Horn of Africa) are rapidly turning into an important strategic region. It’s about ensuring free access to the Red Sea and, therefore, to the Suez Canal, that significantly reduces the delivery time and cost of goods, including energy resources. It facilitates and cheapens the trade between Europe and Asia. However, such a strategically important region is extremely unstable and turbulent. Navigation here is carried out, including along several narrow straits, which have been named as “suffocating” and “shock points” of modern geopolitics. We note a trend towards increasing competition in this once “sleepy” region. Arab countries such as Egypt, Saudi Arabia, the UAE are striving to secure their interests here in competition with other Middle Eastern “heavyweights” - Turkey and Iran. Qatar has recently joined the above non-Arab actors. The accelerated dynamics of events leads to changes in the balance of power, which affects politics of non-regional actors - China, the United States and others. This article aims to comprehend the prevailing political realities in the area under consideration, to identify the military-political and trade-economic factors that determine the geostrategic importance of the Red Sea and adjacent territories, to determine the features of relations between the countries of the region, as well as their interaction with non-regional players

Authors
Иванов С.А. 1 , Савичева Е.М. 2 , Титов В.П.
Publisher
PUBLISHING HOUSE JURIST
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
94-110
Status
Published
Volume
12
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский институт стратегических исследований (РИСИ)
  • 2 Российский университет дружбы народов (РУДН)
Keywords
Red Sea; Suez Canal; Horn of Africa; geopolitical interests; rivalry; conflicts; security; Красное море; Суэцкий канал; Африканский рог; геополитические интересы; соперничество; конфликты; безопасность
Date of creation
16.12.2021
Date of change
16.12.2021
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/81060/
Share

Other records

Субботина М.В.
Общество: социология, психология, педагогика. Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом ХОРС. 2021. P. 88-96