Рассматриваются новые законы в нефтегазовой сфере Венесуэлы, появившиеся в начале XXI века. Представлены налоговые режимы в данной сфере и виды налоговых и экономических нагрузок, которые применяются в отношении этих режимов; выделяются основные проблемные аспекты изменений в налоговом законодательстве и последствия для деятельности иностранных компаний и развития нефтегазовой сферы страны в результате таких изменений. Сделан вывод, что увеличение доходов государства не решит проблему привлечения инвестиций в нефтегазовую сферу страны, а только отпугнет крупные компании в будущем, в результате чего упадет добыча в стране, ее государственные доходы, а затем снизятся темпы экономического роста. В качестве альтернативного подхода к совершенствованию государственного регулирования и ведения нефтяного бизнеса представлены варианты улучшения данной ситуации посредством увеличения доли иностранных компаний в стратегических партнерствах; пересмотра налоговой системы в отношении нефтяных компаний; возможности осуществлять некоторые программы напрямую иностранными компаниями; новых схем распределения и рентабельности, которые помогут адаптироваться к нынешнему международному рынку углеводородов.
The article discusses several new laws in the oil and gas sector of Venezuela, which appeared at the beginning of the 21st century. It also presents the tax regimes in this area of the country and the types of tax and economic burdens that apply to these regimes; highlights the main problematic aspects of changes in tax legislation and the consequences on the activities of foreign companies and the development of the oil and gas sector of the country as a result of such changes. It is concluded that the increase in state revenues not solve the problem of attracting investments in the oil and gas sector of the country, and only scare off a large company in the future (Exxon Mobil and ConocoPhillips have left the Venezuelan market), resulting in a fall in production at the country, its government revenues, and then slowing down economic growth in the country. As an alternative approach to improving state regulation and the conduct of the oil business in the country, the options for improving this situation are presented: to increase the share of foreign companies in strategic partnerships; review the tax system for oil companies; allow some programs to be implemented directly by foreign companies; and propose new distribution and profitability schemes that will adapt to the current international hydrocarbon market.