Отечественная анималистика XX века: изобразительное искусство особого рода

Цель настоящего исследования - анализ жанровых особенностей анималистики XX в. как особого, самобытного явления отечественной художественной культуры. Выделены аспекты, которые составляют его содержательную основу. Рассмотрены вопросы восприятия животного человеком, отношения к нему, система взглядов на мир флоры и фауны, приемы трактовки зверей и птиц. В совокупности они образуют специфические качества анималистического искусства, которые в комплексном и целостном виде проявились в XX веке. Актуальность статьи обусловлена тем, что все чаще происходит переоценка взаимоотношения человека с природой, в силу которой мировоззренческие черты и система взглядов художников XX в. приобретают большую значимость (в частности, в историко-художественном аспекте).Анималистика, став заметной как жанр уже в XVIII в., прошла через все искусство XIX столетия, чтобы в XX в. воплотиться в наиболее характерных, типических чертах в разных видах изобразительного искусства (графике, живописи, скульптуре и их разновидностях). Не вызывает сомнения тот факт, что анималистика в ряду других жанров изобразительного искусства представляет самобытный изобразительно-пластический феномен, принципиально отличный от искусства, изображающего человека. Отмечается, что сложность анималистики заключается в свойствах человеческого восприятия, склонного к субъективной оценке и, соответственно, наделяющего животное человеческими чертами. Принцип подражания природе, изучение натуры, которому постоянно следовали художники, указывал на преодоление субъективного момента и выступил ведущим в сложении образной концепции животного.

This article aims at analyzing the genre features of the 20th century animalistic art as a special, original phenomenon of Russian artistic culture. There are highlighted the aspects that make up its content basis. The author considers the issues of human perception of an animal, attitude to it, the system of views on the world of flora and fauna, the methods of interpretation of animals and birds. Together, they form the specific characteristics of animalistic art, which appeared in their organized and integral form in the 20th century. The article is relevant because the relationship between human and nature is being more and more re-evaluated, which is why the ideological features and the system of views of the 20th century artists are getting increasingly important (in particular, in the historical and artistic aspect).Animalistic art, having become noticeable as a genre already in the 18th century, passed through the entire 19th century, and crystallized in the 20th century in the most characteristic, typical features in various types of fine arts (graphics, painting, sculpture and their varieties). There is no doubt that among other genres of fine art, animalistic art is an original visual and plastic phenomenon that is fundamentally different from the art that depicts a person. The article notes that the complexity of animalistic art lies in the properties of human perception, which is prone to subjective evaluation and, accordingly, gives an animal human traits. The principle of “imitation” of nature, the study of nature, being constantly followed by artists, pointed to the overcoming of the subjective moment and became the leading one in composing the figurative concept of an animal.

Number of issue
5
Language
Russian
Pages
486-495
Status
Published
Volume
18
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
art studies; fine art; animalistic art; life; nature; technique; genre; drawing; sculpture; specificity; work process; perception; искусствоведение; изобразительное искусство; анималистика; натура; природа; прием; жанр; рисунок; скульптура; специфика; процесс работы; восприятие
Share

Other records