Russian Idea" of F.M. Dostoevsky: from Soilness to Universality

The author reveals Fyodor Dostoevsky's works main features, his importance for Russian and world philosophy. The researcher analyzes the concept of "Russian Idea" introduced by Dostoyevsky, which became a study subject in Russian philosophy's subsequent history. The polemics that arose regarding the characteristics of Dostoevsky's soilness ( Pochvennichestvo ) ideology and his interpretation of the Russian Idea in his Pushkin Speech and subsequent comments in A Writer's Diary are unveiled. The author concludes that Dostoevsky overcomes the limitations of soilness and comes to universalism. The universal for him does not have a rootless cosmopolitan character but is born from the national's heyday. Diversity adorns the truth, and national diversity enamels humankind. People's real unity is in that all-human value that is found in the highest examples of each national culture. The truth is not in rootless cosmopolitanism or nationalism - it is in the "golden mean," which, in our opinion, the writer-philosopher sought to express. Dostoevsky wanted to rise above the dispute, to recognize the points of view of the Slavophiles and Westernizers as one-sided, to get out of any particularity to universality.

Раскрываются основные черты творчества Ф.М. Достоевского, его значимость для отечественной и мировой философии. Анализируется понятие «русской идеи», впервые введенного писателем и ставшего предметом изучения в последующей истории русской философии. Вскрывается полемика, возникшая по поводу характеристики почвенничества Достоевского и трактовки им русской идеи в «Очерке о Пушкине» и последующих комментариев в «Дневнике писателя». Автор приходит к выводу, что писатель преодолевает ограниченность почвеннической идеологии, восходя к универсализму. Всечеловеческое у него носит не безродный космополитический характер, а рождается из расцвета национального. Вместе с тем оно не является механическим набором определенных идей или произведений, но представляет сущность каждого из них. Многообразие украшает истину, а национальное разнообразие - человечество. Действительное единство народов не в лозунгах и идеологиях, оно обретается созиданием общих духовных ценностей. Всечеловеческое в этой трактовке, по своей сути и в своей истине, не может противоречить национальному, так как является высшим его расцветом. Лишь развивая национальную культуру, можно приблизиться к всечеловеческому, и это единственно реальное и содержательное его раскрытие, к которому и шла философская мысль в России в лице Достоевского. Истина не в беспочвенном космополитизме, и не в национализме, ее «золотую середину», на наш взгляд, и стремился выразить писатель-мыслитель.

Authors
Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
1
Language
English
Pages
15-24
Status
Published
Volume
25
Year
2021
Organizations
  • 1 Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
Keywords
dostoevsky; russian idea; soilness; universality; anthropology of hesychasm; all-human; nationality; достоевский; русская идея; почвенничество; универсализм; антропология исихазма; всечеловеческое; национальное
Date of creation
16.12.2021
Date of change
16.12.2021
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/80222/
Share

Other records

Псху Р.В., Парибок А.В., Декабрьский А.А.
RUDN Journal of Philosophy. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Vol. 25. 2021. P. 179-187