Понятие "физическая культура": эволюция представлений

Цель исследования - выявить факторы, оказавшие влияние на становление и развитие представлений о понятии «физическая культура» в англоязычных странах в период с 1830-х до 1930-х гг. Результаты исследования и выводы. Авторы продолжают исследование обстоятельств зарождения и эволюции понятия «физическая культура». Реконструкция выполнена с помощью изучения этимологии термина с последующим историческим обзором представлений, которые сформировали понятие в англоязычных странах. Авторы показывают, что репрезентация физической культуры развивалась в соответствии с изменениями в общественных отношениях с первой половины XIX до середины XX вв. Возникнув как результат культурных трансформаций эпохи Просвещения, физкультура отражала суть гуманистической традиции воспитания человека в стремлении к физическому, духовному и нравственному самосовершенствованию. Дальнейшая эволюция представлений о физической культуре была связана с ее ролью в укреплении индивидуального и общественного здоровья, рациональным отдыхом, военными коннотациями, представлениями о красоте хорошо развитого тела и коммерциализации отношения к нему, а также расовыми и евгеническими теориями. С 1920-х гг. физическая культура развивалась в рамках конкретных государств, отражая соответствующую им национальную политику. В заключении статьи определены возможные дальнейшие направления анализа понятия «физическая культура».

Objective of the study was to identify the factors that have influenced the formation and development of the interpretations of the concept «physical culture» in English-speaking countries from the 1830s to the 1930s. Results and conclusions. The authors continue to investigate the circumstances that have given rise to the emergence and evolution of the concept «physical culture». The reconstruction was done by studying the etymology of the term, followed by the historical overview of the representations that formed this concept in English-speaking countries. The authors show that physical culture has developed with changes in social relations from the first half of the 19th to the middle of the 20th century. Born as a result of the cultural exchange during the Age of Enlightenment, physical culture reflected the essence of the humanistic tradition of human education in the pursuit of physical, spiritual and moral self-improvement. Further evolution of the interpretations of physical culture was associated with its role in promoting individual and public health, rational recreation, military connotations, perceptions of the beauty of a well-developed body and commercialization of the attitude towards it, as well as with racialism and eugenics. Since the 1920s, physical culture has evolved within specific states, reflecting their respective national policies. The conclusion of the article defines possible directions of analysis of the physical culture concept.

Authors
Григорьян Я.Г.1 , Богатырева К.В.1 , Панова Е.Л. 2 , Старостина Ю.В.1
Publisher
Teoriya i Praktika Fizicheskoi Kul'tury
Number of issue
11
Language
Russian
Pages
8-10
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет)
  • 2 Российский университет дружбы народов (РУДН)
Keywords
physical culture; physical health; physical education; history of physical education; физическая культура; физическое здоровье; физическое воспитание; физическое образование; история физической культуры
Share

Other records