В статье исследованы проблемы гуманистического поиска пути к новой трансцендентальной метафизике человека, когда вопрос о предельных основаниях его существования в современном сложном мире, продуцирующем угрозы социально-экономического, политического, эколого-биологического характера, становится одной из центральных мировоззренческих тем. Трансцендентальная метафизика связана с анализом целостности исторического и культурного процесса, что предполагает погружение в глубины человеческой души и свободы человека. На базе исследования концепций немецкой классической философии (особенно идей И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга), трудов Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, Р. Лаута рассмотрены проблемы достоинства человека и ученого, выявлены основные черты возникающей новой метафизики. Она заключена в стремлении к преодолению фрагментарности мира, направленности социальных наук на осмысление ценности человеческой жизни, интенции поставить любовь как способ достижения коммуникации людей выше повседневного бытия, ориентированности на творческую деятельность, предполагающей принцип мозаичного сосуществования различных теоретических программ и способов познания. Авторы анализируют основания кризиса доверия к человеку, который проявляется в утрате почвы коммуникативных отношений, когда человек отказывается от идеи связи разума и экзистенции, отстраняется от преодоления разорванности действительности и мысли. Проводится анализ метафизического страха, который связан с мыслью о том, что все хорошее больше не явится. Человек утрачивает уникальное, неповторимое в своем существовании. Сделан вывод, что человеку сегодня необходимо занимать позицию ответственности не только за действия, но и за свои мысли, что представляет особую актуальность при разработке различного вида управленческих проектов. Этот подход оттеняет, делает более выпуклым процесс погружения в глубину экзистенциального опыта, связанного с удовлетворенностью и радостью творческого познания, которая следует за общественно полезными делами.
The article examines the problems of humanistic search for a path to a new transcendental metaphysics of man, when the question of the ultimate reasons for his existence in the modern complex world, which produces threats of socio-economic, political, ecological and biological nature, becomes one of the central worldview topics. Transcendental metaphysics is associated with the analysis of the integrity of the historical and cultural process, which in-volves immersion in the depths of the human soul and freedom of man. Based on the study of the concepts of german classical philosophy (especially the ideas of I. Kant, I.G. Fichte, F.V.J. Schelling), the works of J.-P. Sartre, K. Jaspers, R. Laut, the problems of human and scientific dignity are considered, and the main features of the emerging new metaphysics are revealed. It consists in the desire to overcome the fragmentation of the world, the focus of social sciences on understanding the value of human life, the intention to put love as a way to achieve communication of people above everyday life, the focus on creative activity, which assumes the principle of mosaic coexistence of various theoretical programs and methods of cognition. The authors analyze the reasons for the crisis of trust in a person, which manifests itself in the loss of the basis of communicative relations, when a person refuses the idea of the connection between reason and existence, and withdraws from overcoming the disconnection of reality and thought. The analysis of metaphysical fear, which is associated with the idea that all good things will no longer appear, is carried out. A person loses the unique, inimitable in his existence. It's concluded that a person today needs to take a position of responsibility not only for actions, but also for their thoughts, which is of particular relevance in the development of various types of management projects. This approach highlights and makes more prominent the process of immersion in the depth of existential experience associated with the satisfaction and joy of creative knowledge that follows socially useful deeds.