Пандемия COVID-19 привлекла особое внимание к религии, обозначив изменения глубинных основ присутствия религиозных смыслов и религиозных институтов в публичных пространствах, прежде всего способов их легитимации, нормативную неопределенность, возникновение новых практик и структур религиозности, разновекторности и даже диаметральной противоположности общественных ожиданий. В рефлексивных поисках ответа на вызов COVID-19 звучит скорее полемика, чем интерпретативная инструментализация, в политической прагматике наблюдается скорее вторжение политики в ранее закрытую для нее собственно религиозную сферу, чем формулирование принципов нового статус-кво светского и религиозного. Пандемия, несущая параметры предельности, актуализировала соотношение современного и традиционного, переводя данную проблему в сферу границ применимости возможностей онлайн-технологий, размывающих и изменяющих саму сущность традиционных религиозных практик и устоев. В возникающих новых многочисленных референтах уже улавливается логика возможных трансформаций, расщепление возможностей будущего, а также потребность в новом инструментарии: высветившаяся гетерогенность внутри Церкви и в пространстве ее сторонников ставит под сомнение традиционную социологию религии, настойчиво предлагая обратить внимание на приобретающие актуальность подходы из других областей религиоведческого знания. Религиозные институты демонстрируют размывание непосредственной субъектности, одновременно неопределенность имплицирует дрейф к различным тактикам отдельных их представителей, ставя вопросы об онтологии и устойчивости. Диверсификация и неоднозначность стратегий поведения в России религиозных институтов, религиозных лидеров и практик актуализируют пул тенденций, приводящих к возможностям перераспределения баланса между религией, обществом и политикой, между верой и институтами, между аксиологией и прагматикой современности. Методологический посыл статьи отталкивается от признания многомерности множественности форм присутствия религии, несводимых к единой объяснительной схеме, актуализирует и дополняет многие ставшие неэффективными концепции общественного развития, имеющие линейный характер. Для верификации спекулятивных положений авторы обратились к эвристическому потенциалу дискурс-анализа, а также к формированию референтной базы событийного ряда.
A big challenge which the COVID-19 pandemic put the spotlight on was religion and specifically the deep foundations of religious meanings and religious institutions present in public spaces: in particular, the bases of their legitimacy, regulatory uncertainty, and the emergence of new practices and structures that are religious, multi-vector, and even diametrically opposed to public expectations. In the reflexive search for an answer to the COVID-19 challenge, there is more polemic than interpretive instrumentalization. In political pragmatics, there is more of an intrusion of politics into the previously closed religious sphere itself than the formulation of the principles of the new status quo of the secular and religious. The pandemic actualized the ratio of modern to traditional, translating this problem into the scope of the limits of applicability of online opportunities, blurring and changing the very essence of traditional religious practices and foundations. Numerous newly emerging numerous phenomena within the Church and in the space of its supporters have led to the traditional sociology of religion being questioned, insistently offering to pay attention to acquiring the relevance of approaches from other fields of religious knowledge; these are already seen in the logic of possible transformations, possibilities of splitting in the future, and the need for new tools, such as heterogeneity. Religious institutions in the context of the modern global challenge demonstrate the blurring of direct subjectivity, while uncertainty implies a drift to various tactics of specific representatives, raising questions of ontology and stability. The diversity and ambiguity of the behavior strategies used by religious institutions, religious leaders, and religious practices in Russia actualize a pool of different trends that lead to different opportunities for redistributing the balance between religion, society, and politics, between Faith and institutions, and between axiology and modern pragmatics. The methodological message of the article is based on the recognition of the multidimensional multiplicity of forms of religious presence that are not reducible to a single explanatory scheme. It actualizes and complements many concepts of social development that have become ineffective and have a linear character. To verify speculative positions, the authors turned to the heuristic potential of discourse analysis, as well as to the formation of a reference base for the event series.