Отношение к инвалидам и к инвалидности является одним из важнейших показателей зрелости общества и развития прав человека. В конце 70-х годов 20 века Европа подходит к историческому этапу, когда предпринимаются попытки интеграции инвалидов в нормальную общественную жизнь, с полным признанием их гражданских прав, полностью совпадающих с правами граждан без инвалидности. Россия находится сейчас только на пути перехода к пятому этапу, когда преобладает биопсихосоциальная модель, согласно которой положение инвалидов в обществе определяется, прежде всего, восприятием их другими людьми. больше внимания уделяется общественному мнению, измеряемому различными способами, в том числе с помощью инструментов социологических опросов. Результаты референдумов в Крыму (присоединение к России) и Великобритании (Брекзит) свидетельствуют о том, что общественное мнение становится инструментом влияния на политику. Это означает, что для изменения социальной политики необходимо работать с общественным мнением, общественным сознанием и менять социальные стереотипы, социальные представления. Итак, дан обзор основных проектов, направленных на полноценное принятие инвалидов обществом, которые реализуются в настоящее время в России. Одной из целей статьи является представление обобщенного образа инвалидов в российском обществе и представлений об инвалидности людьми без инвалидности. Он основан на результатах крупнейших центров изучения общественного мнения, контент-анализа массовой культуры в виде продукции киноиндустрии, а также его сравнение с европейским и американским кинопродуктом. По результатам, в медиадискурсе России есть серьезный запрос на данную перспективу, но только за последние 2 года объемы кинематографии и ее потребления приблизились к объемам потребления европейской и американской кинопродукции. В то же время восприятие инвалидности является серьезной проблемой, требующей решения на важнейших этапах социализации инвалидов - в школе, в вузе. В настоящее время в России действует специальный федеральный образовательный стандарт, представлены результаты его апробации. Также на примере одного из крупнейших высших учебных заведений России показан опыт адаптации и восприятия студентов-инвалидов в образовательной среде.
The attitude towards disabled people and to disability is one of the most important indicators of the maturity of society and development of human rights. In the late seventies of the 20th century Europe comes to the historical stage, when attempts of integration of disabled people into normal public life, with full recognition of their civil rights, that fully coincide with the rights of citizens without disabilities, are made. Russia is now only on the way of transition to the fifth stage, when the biopsychosocial model predominates, according to which the position of disabled people in society is defined, first of all, by perception of them by other people In the modern world, increasingly more attention is paid to the public opinion, measured by different means, including by means of tools of sociological polls. Results of referendums in Crimea (joining Russia) and Great Britain (Brexit) show the fact, that public opinion becomes the instrument of influence on policy. It means, that for changing social policy it is necessary to work with public opinion, public consciousness and to change social stereotypes, social representations. So, the review of the main projects directed to full acceptance of disabled people by society, which are implemented in Russia now, is given. One of the purposes of the article is the representation of the generalized image of disabled people in the Russian society and perceptions of disability by people without disabilities. It is based on the largest centers of studying public opinion researches results, content analysis of mass culture in the form of cinema industry production, and also its comparison to the European and American cinema products. According to the results, there is a serious request for this perspective in the media discourse of Russia, but only during the past 2 years the volume of cinematography and its consumption has approached the volume of consumption of the European and American cinema production. At the same time, the perception of disability is a serious problem, which requires the solution at the most important stages of socialization of disabled people - at school, at university. Nowadays in Russia there is a special federal educational standard, the results of its approbation are provided. Also on the example of one of the largest higher educational institutions of Russia, the experience of adaptation and perception of disabled students in the educational environment is shown. So, only one of ten students isn't ready to accept the disabled person as the full member of society.