Рассмотрены стержневые точки организации эротизма, любви и сексуальности в Викторианскую эпоху, а также в последовавшую за сексуальной революцией 1960-х годов эру индивидуализации и раскрепощения. В качестве основных проблематизаций Викторианского времени выделены благопристойность, статус, здоровье и накопление. Показано, как в описываемом обществе доминирующими становятся ценности буржуазного класса, а семейные отношения, проявления сексуальности и выражения любви оказываются под неофициальным, но пристальным контролем социального окружения и обязаны соответствовать статусным представлениям о добропорядочности и умеренности. Медицина превращается в "новую религию", и забота о здоровье (в понимании той эпохи) принимает формы принудительного контроля в отношении половой жизни в целом и женской сексуальности в частности. Одним из главных императивов буржуазного образа мысли является принцип утилитарности - исключение непроизводительной траты и накопление благ, что также напрямую сказывается как на социальной, так и на интимной стороне отношений между полами. Проанализированы ключевые проблемные точки эроса в современном обществе: эмансипация, темпоральность, "товарность", риск-менеджмент. Раскрыто, как общая тенденция к раскрепощению одновременно приводит субъекта сексуальности к свободе и необходимости непрестанного поиска собственной идентичности. Показано, что вместе с ослаблением устойчивых социальных структур цели, которые ставит перед собой данный субъект, а также его победы стремятся ко все большей темпоральности и что вместе с "победой рынка над моралью" отношения вокруг наслаждения приобретают прежде всего товарный характер. Изучен вопрос новых форм контроля, утвердившихся в мире раскрепощенной сексуальности. Сделаны обобщающие выводы относительно нелинейного характера истории эроса и общих мировоззренческих оснований, предопределяющих практики эротического и их осмысление в различные эпохи. Теоретической базой настоящего исследования выступают труды З. Баумана, М. Фуко, Р. Мюшембле, П. Брюкнера, Э. Гидденса, Ж. Бодрийяра, О. Тоффлера, Б. Рассела, В. Зомбарта, Ж. Ле Гоффа, Н. Трюона, Р. Таннахилл, Ж.-К. Мильнера и ряда других авторов. В основу работы положены принципы компаративной, социально-философской, философско-исторической и историко-философской методологии. Первая часть статьи опубликована в выпуске 5 за 2019 г.
The paper focuses on the pivotal points of the organization of eroticism, love and sexuality in the Victorian era, as well as in the era of individualization and emancipation, which followed the sexual revolution of the 1960s. The main problems of Victorian time are decency, status, health, and accumulation. The study shows how the values of the bourgeois class become dominant in the described society, while family relationships, manifestations of sexuality and expressions of love are under unofficial yet close control of the social environment and are required to comply with status ideas about decency and moderation. Medicine is turning into a “new religion”, and health care, as understood by that era, it takes the form of forced control in terms of sex life in general and female sexuality in particular. One of the main imperatives of the bourgeois way of thinking is the principle of utilitarianism - the exclusion of unproductive waste and the accumulation of wealth - which also directly affects both the social and intimate aspects of relations between the sexes. The key problem points of eros in modern society are analyzed: emancipation, temporality, “marketability”, risk management. It is revealed how the general tendency toward emancipation simultaneously leads the subject of sexuality to freedom and the need for an ongoing search for his or her own identity. Furthermore, the study shows that, together with the weakening of stable social structures, the goals that this subject sets, as well as his victories, tend to be more temporal, and that together with the “victory of the market over morality”, relations associated with pleasure become primarily of a marketable nature. The issue of new forms of control, established in the world of liberated sexuality, is examined as well. Summarizing conclusions are made regarding the non-linear nature of the history of eros and general philosophical foundations that predetermine erotic practices and their interpretation in different eras. The theoretical basis of this study is the research of Z. Bauman, M. Foucault, R. Muchembled, P. Bruckner, E. Giddens, J. Baudrillard, A. Toffler, B. Russell, W. Sombart, J. Le Goff and N. Truong, R. Tannahill, J.-С. Milner, and several other authors. The study is based on the principles of comparative, socio-philosophical, philosophical-historical and historical-philosophical methodology. Part I of the article was published in issue 5 of the journal, 2019