Существующая в Российской Федерации система здравоохранения требует значительных изменений, связанных с реорганизацией текущих процессов оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях, поэтому тема внедрения принципов бережливого производства в сферу здравоохранения крайне актуальна. Бережливое здравоохранение нацелено на повышение доступности и качества медицинской помощи населению за счет оптимизации процессов и устранения потерь. Основными задачами лечебно-профилактического учреждения в рамках внедрения концепции бережливого производства являются повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг, повышение качества и производительности труда медицинского персонала. Необходимость реализации данных задач вызвана неоправданно длительным временем пребывания пациентов в поликлинике при проведении исследований, неравномерной нагрузкой специалистов медучреждений, очередями в регистратуре, заполнением большого количества различных бумажных бланков и обработкой излишней информации. В работе представлен всесторонний анализ основных принципов концепции бережливого производства, обоснованы актуальность и возможность экстраполяции его принципов на сферу здравоохранения, а также изучена организация деятельности лучших «бережливых» клиник за рубежом, которые могли бы стать ролевыми моделями при внедрении принципов бережливого производства в отечественные медицинские организации.
The existing health care system in the Russian Federation requires significant changes related to the reorganization of the current processes of medical care in medical institutions, therefore, the topic of introducing the principles of lean production in the healthcare sector is extremely relevant today. Lean healthcare is aimed at increasing the availability and quality of medical care to the population by streamlining processes and eliminating losses. The main objectives of the medical institution as part of the implementation of the concept of lean manufacturing are to increase the satisfaction of consumers of medical services, increase the quality and productivity of medical personnel. The need to implement these tasks is caused by the unreasonably long time spent of patients in the clinic during research, the uneven workload of medical institution specialists, queues at the reception desk, filling in a large number of different paper forms and processing of unnecessary information. The study allowed us to comprehensively analyze the basic principles of the concept of lean manufacturing, to substantiate the relevance and the possibility of extrapolating its principles to the healthcare sector, as well as to study the organization of the activities of the best "lean" clinics abroad, which could become role models when introducing the principles of lean manufacturing in domestic medical organizations.