В статье представлены результаты анализа существующих подходов к вопросу оценки соотношения осознанной саморегуляции и способности к самоуправлению в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, а также результаты эмпирически полученных данных сравнительного анализа показателей по методикам В.И. Моросановой и Н.М. Пейсахова. При анализе существующих подходов к оценке саморегуляции и самоуправления в профессиональной деятельности, было выявлено, что они существуют, как самостоятельные феномены. Однако, на определенном этапе формирования поведения в конкретных условиях они являются взаимозависимыми и обуславливают друг друга. В доступной литературе нет достаточных сведений о формировании рассматриваемых психологических феноменов, которые реализуются в профессиональной деятельности работников правоохранительных органов. Показано, что индивидуальные черты личности субъекта деятельности обусловливают уровень осознанной саморегуляции и способности к самоуправлению. При диагностике этих показателей в деятельности отдельных субъектов были выделены и обоснованы отдельные черты личности, которые влияют на принятие решения в структуре общего поведения человека при реализации саморегуляторных механизмов. В исследовании показано, что данный вид профессиональной деятельности требует формирования определенных черт у субъекта, через которые реализуется саморегуляторные и управленческие механизмы. Определенные черты напрямую определяют изучаемые психологические образования, а некоторые влияют на них опосредованно. Данные суждения были сделаны на основании проведения корреляционного анализа, в котором учитывались показатели личностных черт субъекта. На основании полученных статистических данных, выделены некоторые структурные и функциональные отличия исследуемых явлений, а также показана изменчивость корреляций в зависимости от выраженности одного из факторов.
The article presents the results of an analysis of existing approaches to the issue of assessing the correlation of conscious self-regulation and self-government ability in the professional activities of law enforcement officials, as well as the results of empirically obtained data from a comparative analysis of indicators by the methods of V.I. Morosanova and N.M. Peysakhova. When analyzing the existing approaches to assessing self-regulation and self-government in professional activities, it was revealed that they exist as independent phenomena. However, at a certain stage in the formation of behavior in specific conditions, they are interdependent and determine each other. The available literature does not have sufficient information about the formation of the psychological phenomena under consideration, which are realized in the professional activities of law enforcement officials. It is shown that the individual personality traits of the subject of activity determine the level of conscious self-regulation and the ability to self-government. When diagnosing these indicators in the activities of individual subjects, individual personality traits were identified and substantiated that affect decision making in the structure of a person’s general behavior when implementing self-regulatory mechanisms. The study shows that this type of professional activity requires the formation of certain traits in the subject through which self-regulatory and managerial mechanisms are implemented. Certain traits directly determine the studied psychological formations, and some influence them indirectly. These judgments were made on the basis of a correlation analysis, which took into account indicators of personality traits of the subject. Based on the obtained statistical data, some structural and functional differences of the studied phenomena are highlighted, and also shows the variability of correlations depending on the severity of one of the factors.