Настоящие исследование нацелено на выяснение того, насколько едино и сплоченно страны - члены Европейского союза действуют в Ливии. Временной промежуток (2015-2020 гг.) обоснован тем, что именно в 2015 г. запущен реальный политический процесс, призванный объединить раздираемую гражданской войной страну. Для демонстрации степени единства проанализированы позиции четырех ведущих и наиболее активных на ливийском треке государств - Франции, Италии, Великобритании и Германии. Автором развивается ранее использованная в его работах гипотеза о решающей роли политических и экономических интересов стран-членов, влияющих на выбор курса правительств и, следовательно, на уровень сплоченности Евросоюза во внешней политике. В качестве дополнительных переменных, воздействующих на кооперацию в ЕС, определены «изменение ситуации на земле» и вмешательство третьих стран. Основу методологии составляет сравнительный анализ. Вспомогательными методами служат контент-анализ и изучение документов. По результатам проделанного исследования подтвердилось решающее влияние политических и экономических интересов на способность ЕС проводить единый курс в отношении третьих стран. При этом вспомогательные переменные - «изменение ситуации на земле» и вмешательство третьих стран - могут играть как в пользу большего единства, так и вносить раскол. Так или иначе, отсутствие единства вкупе с активностью третьих стран негативно отражается на влиянии Брюсселя и, по некоторым оценкам, привело к маргинализации Евросоюза в Ливии.
The purpose of this study is to examine how cohesively EU member states’ act in Libya. A timeline (2015-2020) is justified by the fact that the real political process for uniting the country torn apart by civil war has been launched in 2015. The degree of unity is demonstrated by the analyses of the four powerful and most active member-states’ (France, Italy, Great Britain and Germany) positions on Libyan. The author develops the hypothesis (previously used in his researches) on the EU states’ political and economic interests, which have a decisive influence and define the course of the EU countries and, consequently, the cohesion of the EU foreign policy. The “changes on the ground” and the intervention of third countries identify additional variables, which influence the unity in the EU. The method is based on comparative analysis, where content analysis and study of documents are supportive methods. In conclusion we confirm the influence of political and economic priorities on the EU's ability to pursue a coherent policy towards third countries. At the same time, both intervening variables - “changing the situation on the ground” and the role of third countries - can promote unity or lead to a split. In any case, the lack of unity, coupled with the activity of third countries, deteriorate the influence of Brussels and, according to some estimates, marginalize the European Union in Libya.