Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы

Задача практической реализации устойчивого развития сегодня становится еще более важной, чем три десятилетия назад, когда была сформулирована соответствующая концепция. Пандемия коронавируса, вызвавшая по природным причинам лавинообразные негативные последствия в экономике и обществе на глобальном, национальном, локальном, индивидуальном уровнях, - лишь одно из трагичных тому подтверждений. Изначально термин «устойчивость» был выдвинут в естественнонаучном смысле, но в настоящее время используется в более широком контексте, что приводит к недопониманию. В связи с этим важную роль гуманитарных наук, в частности психологии, трудно переоценить. Статья посвящена обзору проблем и перспектив в области психологии устойчивого развития как нового и актуального научного направления. Представлены результаты наукометрического анализа диссертационных исследований, выполненных по данной теме в СССР / Российской Федерации с 1987 по 2019 г. Установлено, что подавляющее их большинство - по экономическим наукам (85,4%) и лишь единицы - в области психологии (0,5%). Раскрыто содержание основного, критического и альтернативного отечественного и зарубежного дискурса в области устойчивого развития. Охарактеризованы методологические подходы - феноменологический, метацентрический, экопсихологический, - которые могут быть положены в основу психологии устойчивого развития. В целом устойчивое развитие представляет собой динамический процесс, изучение которого включает множество дисциплин и точек зрения и постоянно трансформируется по мере совершенствования научных знаний, в том числе психологических.

Today the task of practical implementation of sustainable development has become even more important than three decades ago, when the corresponding concept was formulated. The coronavirus pandemic, which caused natural avalanche of negative consequences in the economy and society at the global, national, local, and individual levels, is just one of the tragic evidences of this. Initially, the term “sustainability” was put forward in natural sciences, but it is currently used in a wider context, which leads to misunderstanding. In this regard, the important role of the humanities, particularly psychology, is difficult to overestimate. The article is devoted to the review of problems and prospects in the field of psychology of sustainable development as a new and very relevant scientific area. The study presents the results of scientometric analysis of dissertational studies on this topic conducted in the USSR / Russian Federation from 1987 to 2019. It has been established that the vast majority of them was done in economic sciences (85.4%), and only a few in the field of psychology (0.5%). The content of the main, critical and alternative domestic and foreign discourse in the field of sustainable development has been disclosed. Methodological approaches, i.e. phenomenological, metacentric, ecopsychological have been described; they can serve as the basis for the psychology of sustainable development. In general, sustainable development is a dynamic process, the study of which includes many academic subjects and points of view and is constantly transformed as scientific knowledge, including psychological knowledge, develops.

Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Number of issue
3
Language
Russian
Pages
225-231
Status
Published
Volume
9
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
устойчивое развитие; психология; дискурс; методология; подход; sustainable development; psychology; discourse; methodology; approach
Date of creation
02.11.2020
Date of change
02.11.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/68907/
Share

Other records