В статье рассматривается поздняя вещь А.П. Чехова, повесть «Невеста», которой завершается путь писателя в прозе. Это произведение анализировалось в большом литературном контексте, затрагивалась тема женской судьбы. Литературоведы отводили особое место произведению в поэтике Чехова, связывая это с датой написания «Невесты», совпадающей с новой переходной эпохой в литературной жизни страны. Однако в повести выделяется метафизический аспект, выразившийся в разных типах пространства. Главная героиня стремится преодолеть замкнутый топос и обрести новую жизнь. В этой связи можно поставить вопрос о парадигме «иного царства», которая латентно возникает в повести. Координаты культуры некалендарного XX века значительно сменились; открытия в области физики, психологии усилили метафизическое переживание мира и человек оказался «на пороге».
The article deals with the late thing of A.P. Chekhov, the novel "Bride", which ends the path of the writer in prose. This work was analyzed in a large literary context, the theme of women's fate was touched on. Literary scholars assigned a special place to the work in Chekhov's poetry, linking this with the date of the writing of The Bride, coinciding with the new transitional era in the country's literary life. However, the story highlights the metaphysical aspect, expressed in different types of space. The main character strives to overcome the closed topos and find a new life. In this regard, we can raise the question of the “other kingdom” paradigm, which latently arises in the story. The coordinates of the non-calendar culture of the 20th century have changed significantly; discoveries in the fields of physics and psychology strengthened the metaphysical experience of the world and person was "on the verge".