В статье, на основе отечественного и зарубежного опыта, рассмотрены проблемы возможного ограничения в ближайшей перспективе природных ресурсов, а также возможности повышения эффективности решения глобальных проблем природопользования и устойчивого развития общества путем совершенствования инновационной деятельности, создания природоподобных технологий, конвергенции технологических инноваций, организационных преобразований и проектирования новых бизнес-моделей. Рассмотрены примеры разработки инновационных технологий, создания технического оборудования и их практического использования в рамках взаимодействия университетов и промышленных предприятий. Рассматриваются возможности повышения синергетического взаимодействия за счет использования бизнес-инкубаторов, научно-технологических парков, технологических кластеров, а также, партнерства университетов с промышленными предприятиями. Приведен зарубежный опыт и успешный отечественный опыт инновационной деятельности регионов, подтверждающий перспективность создания инновационных территорий опережающего развития с использованием интеграции научно-образовательной и производственно-предпринимательской деятельности различных форм организации и поддержки инновационной деятельности. Проведен анализ компетенций и характеристик инженера - предпринимателя необходимых для успешной работы в современных условиях инновационной экономики, а также даны рекомендации для успешного формирования требуемых компетенций и характеристик.
The article, on the basis of domestic and foreign experience, the problems of possible limitations in the short term, natural resources, as well as the possibility of increasing the effectiveness of the solution of global problems of natural resources and sustainable development of society by improving innovation, creating natural-like technology, the convergence of technological innovation, organizational transformation and designing new business models. The examples of the development of innovative technologies, the creation of technical equipment and their practical use in the interaction of universities and industrial enterprises are considered. The possibilities of increasing synergies through the use of business incubators, science and technology parks, technology clusters as well as partnerships between universities and industrial enterprises are considered. The foreign experience and successful domestic experience of innovative activity of the regions confirming the prospects of creating innovative territories of priority development using the integration of scientific, educational and industrial-entrepreneurial activities of various forms of organization and support of innovative activities are presented. The analysis of the competencies and characteristics of an engineer-entrepreneur necessary for successful work in the modern conditions of an innovative economy is carried out, as well as recommendations for the successful formation of the required competencies and characteristics.