В настоящее время в международном публичном праве одной из наиболее дискуссионных проблем является роль и место «мягкого права». Некоторые ученые считают, что можно говорить о такой отрасли, как «мягкое право», другие придерживаются мнения, что «мягкое право» является источником международного публичного права. При этом приверженцы различных подходов сходятся во мнении, что акты, содержащие нормы «мягкого права», обладают такими чертами, как необязательный характер и быстрый процесс принятия таких документов. Таким образом, государства-участники международных межправительственных организаций, учитывая вышеуказанные характеристики «мягкого права», используют его как способ преодоления разногласий между государствами в случае неудачи в принятии универсально-го международного договора. В статье подтверждается существование подобной практики в международном космическом праве. В частности, с момента вступления в силу Соглашения о Луне 1979 г. государства-члены Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях до сих пор не приняли ни одного нового международного договора по космосу. Однако они нашли решение в сложившейся ситуации: разрабатывать и принимать документы «мягкого права», например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и иные относящиеся к «мягкому праву» документы. При том что резолюции Генеральной Ассамблеи не носят обязательный для исполнения характер, государства могут трансформировать их в национальное законодательство и таким об-разом регулировать на национальном уровне еще не урегулированные в международном праве вопросы, связанные с осуществлением космической деятельности. Целью данной работы является как рассмотрение становления «мягкого права» как потенциально нового источника международного космического права, так и проведение сравнения и анализа практики государств по трансформации документов мягкого права в национальное законодательство таких государств, как Российская Федерация, США и некоторых государств-членов Европейского Союза. В качестве рассматриваемого документа мягкого права будет взята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1992 г., утверждающая «Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве» (Принципы ЯИЭ), так как вопросы по использованию ядерных источников энергии в космическом пространстве должны регулироваться с учетом тщательной оценки безопасности. Настоящая статья начинается с краткого обзора концепции «мягкого права» и резолюций, подготовленных Генеральной Ассамблеей ООН. Далее статья включает в себя три части и заключение. Первая часть включает краткую историческую справку о подготовке Принципов ЯИЭ, вторая часть - рассмотрение работы Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях и Международного агентства по атомной энергии по вопросам, связанным с использованием ядерных источников энергии в космическом пространстве. Заключительная часть содержит анализ практики государств по трансформации положений Принципов ЯИЭ в национальную правовую систему, включая дополнительные инструменты регулирования использования ядерных источников энергии, анализ особенностей и различий в выбранных для проведения исследования государствах.
Nowadays one of the most significant discussions in the international public law relates to the concept and the role of “soft law”. Some researchers assert the point of view of existence of such law, others consider that it is a new source of public international law However, different approaches don’t exclude the basic char-acteristics of soft law that is a non-binding nature and a streamlines process of drafting. Because of this situation, Member-States of public international organizations tend to use soft law as a pragmatic way of organizing interactions among sovereign states the in case of difficulties to pass unified international treaty. This article argues that similar practices also exist in international space law. Since the entry in force of the Moon Agreement in 1979, the Member States of UN COPUOS have not passed any additional international space treaties. Instead, they have found a solution for new chal-lenges: drafting and accepting soft law acts like UN General Assembly Resolutions (hereinafter GA Resolutions) and others. While GA Resolutions are not legally binding, States can transform them into national legislations and doing so they will have to be responsible for certain space activities which have not been regulated internationally yet. The purpose of this article is to provide an overview on the establishment of soft law as a new source of international space law by analyzing and comparing state practice in Russia, the USA and in several Member States of the European Union (EU). The emphasis will be made on the transformation of provisions of the UN General Assembly Resolution “Principles Relevant to the Use of Nuclear Pow-er Sources in Outer Space” (hereinafter the NPS Principles) as nuclear power sources in outer space should be based on a thorough safety assessment. The article starts by a short overview of the concept of “soft law” and the resolutions produced by UN COPUOS. Then it will go on to the main three parts besides conclusion. The first chapter gives a brief overview of the drafting history of the NPS Principles and the second deals with activities of UN COPUOS and IAEA on the matter of nuclear power sources use in outer space. The last chapter pre-sents several case studies focusing on the following questions which provisions of NPS Principles have been implemented into national legislative system, what is the novel and what are the differences among the various national law instruments in these countries.