Индийское учение ишвара-вада о личном Высшем Боге («īçvara-vāda» от санскр. īç - «владеть»; īçvara - «господин», «хозяин»; vāda - учение) играет большую роль в классической индийской философии. Ряд даршан получили в связи с этим названия «сешвара-санкхья» («санкхья с Ишварой»), «сешвара-миманса» («миманса с Ишварой») и др. Полемическое противостояние ишвара- и ниришвара-вады (оппозиционной ей доктрины) обогатило индийскую философскую культуру в целом. При сравнении ишвара-вады и западного теизма, в частности с доказательствами бытия Бога в европейской схоластике обнаруживаются сходства между ними и отличия. В индийском теизме отсутствует креационистская доктрина, характерная для монотеистической религиозности.
This article is devoted to theistic contents of the Indian teaching of Personal God/Īçvara in Hindus Philosophical systems. In spite of various opinions main features of the category “theism” in contrary to the concept of Impersonal Absolute are to be the concept of a Personal God the Initiator and benevolent Guardian over the world. Īçvara-vāda plays significant role in the History of Indian Philosophy, i. e. the title of philosophical school yoga is seçvara-sāņkhya. The strict polemic opposition of īçvara- and nirīçvara-vadas enriched the Indian philosophical culture as a whole. Comparing to monotheistic religiosity, particularly the proofs for the existence of God in medieval scholastics, īçvara-vāda differs from Western theism by its non-creational character.