Статья представляет собой вторую часть аналитического обзора идеологии, методологии и реальной практики составления рейтингов вузов (первая часть, касающаяся зарубежного опыта, опубликована во втором номере журнала за 2008 г.). Автор рассматривает сложившуюся на сегодняшний день в России ситуацию с ранжированием вузов и конкретных образовательных программ. В частности, в статье выделены основные подходы к подготовке рейтингов, специфика которых обусловлена прежде всего «статусом» составителей и «заказчиков» рейтингов и соответствующими целями ранжирования вузов.
The article comprises the second part of the analytical review of ideology, methodology and actual practice of higher education institutions ranking development (the first part revealing the international ex-perience was published in the second issue of the journal in 2008). The author examines the current cir-cumstances of higher education institutions ranking and particular education programmes in Russia. In particular, the main approaches to ranking elaboration primarily associated with the authors’ and clients’ «status» and the appropriate goals of higher education institutions ranking are revealed in the paper.