В статье анализируется творческая деятельность актера с целью обнаружения механизмов формирования сознания в творческом процессе. Подготовка актером роли в своих главных чертах есть технологически хорошо отработанная процедура, имеющая глубокие традиции в мировой театральной культуре. Театр можно рассматривать как лабораторию, где происходит испытание и совершенствование все новых и новых технологий формирования сознания актера, режиссера, критиков и зрителей. Следует использовать этот богатый опыт для постижения сложных процессов формирования и развития сознания, для понимания взаимосвязи сознания с бессознательным, с интуицией творца. В процессе создания спектакля актер и режиссер постоянно овнешняют процессы и продукты своего сознания, происходит их означивание в виде режиссерской экспликации, зарисовок актера портрета будущего персонажа, одежды, костюма, схем мизансцен и пр. Готовое произведение (спектакль) у зрителя провоцирует образы восприятия, оценки и суждения, у критиков эти образы превращаются в статьи и рецензии. Новизна исследования состоит в стыковом методе изучения и интерпретации данных с помощью понятийного аппарата искусствоведения и - психологии. В статье представлена система компонентов спектакля, объектов восприятия и оценки зрителем, которая предварительно (и отчасти параллельно, когда творение актера происходит на глазах у публики) является предметом усилий актера и режиссера по рождению образов сознания, их замыслов в зримые реальные образы - для другого сознания и восприятия. Автор, актриса, педагог, исследователь в области психолого-педагогических процессов, подчеркивает значимость искусства как эффективного способа формирования и развития сознания и творца и реципиентов, в первую очередь, с целью гуманизации, очеловечивания, социализации индивидов и общества в целом.