Практически сразу после распада СССР в конце 1991 года новые независимые государства столкнулись с проблемой налаживания экономических отношений в новых геополитических условиях. При этом часть государств постсоветского пространства - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия - не поддерживали инициативы по созданию интеграционных объединений, выступая за ослабление экономических отношений с Россией и переориентацию внешнеэкономических связей на европейские страны и США. Другие группа государств - Россия, Белоруссия и Казахстан, часть государств Центральной Азии - были приверженцами экономической интеграции, усматривая в этом возможность для сохранения своей промышленности и реализацию планов по индустриализации. Потребность в экономическом взаимодействии определялась задачами сохранения промышленного потенциала, который был создан в период Советского Союза и необходимостью решения текущих социально-экономических проблем. Эти два подхода определяли различные, зачастую диаметрально противоположные подходы стран постсоветского пространства к интеграции и оценки перспектив их будущих взаимоотношений. Проблемы налаживания взаимодействия на новой основе, исходя их национальных интересов, стояли остро перед странами постсоветского пространства с момента распада СССР. Они не раз пытались реализовать интеграционные проекты. Однако не все из них оказались успешными из-за различных подходов к налаживанию сотрудничества и неготовности передать часть национального суверенитета. Тем не менее, в силу внутриполитического развития и потребностей в сохранении имеющегося экономического потенциала, наибольшее внимание к сотрудничеству в рамках постсоветского пространства уделяли Россия, Белоруссия и Казахстан. На протяжении двадцати последних лет эти страны составляют «ядро» интеграционных организаций, выступая последовательными сторонниками расширения торгово-экономического взаимодействия. В последние пять лет одним из наиболее перспективных интеграционных проектов является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Казахстан. Формированию ЕАЭС предшествовали проекты создания Таможенного союза и Единого экономического пространства, направленные на расширение сотрудничества и сохранение промышленного потенциала. Создание ЕАЭС стало возможным в силу возросшей заинтересованности ряда стран постсоветского пространства в углублении сотрудничества на многосторонней основе. Кроме того, непростая ситуация в промышленности, ограниченные возможности к установлению и развитиюравноправных торгово-экономических отношений с западными странами вынуждают постсоветские государства разворачиваться в сторону своих соседей.Дополнительным фактором в развитии интеграционного взаимодействия являются внутриполитическиеи внешнеполитические факторы, прежде всего, политика внерегиональных государств. В статье рассматриваются итоги деятельности Евразийского экономического союза, анализируется факторы, которые препятствуют расширению сотрудничества стран-участников ЕАЭС, а также рассматриваются возможные направления развития интеграционного объединения.
Almost immediately after the collapse of the USSR in the late 1991, new independent states faced the challenge of establishing economic relations in the new geopolitical conditions. Part of the post-Soviet states, such as Georgia, Ukraine, Azerbaijan and Moldova did not support the initiative to create integration associations, advocating the weakening of economic relations with Russia and reorientation of foreign economic relations to European countries and USA. Another group of countries: Russia, Belarus, Kazakhstan, and some Central Asian states were adherents of economic integration, viewing it as an opportunity to preserve their industry and implement industrialization plans. The need for economic cooperation was determined by the objective tasks of safeguarding the industrial potential created during the period of the Soviet Union and the need to address the existing socioeconomic problems. These two approaches defined different, often diametrically opposite attitudes of the post-Soviet countries towards integration and assessment of the prospects of their future relationships. Problems of establishing interaction on a new basis, proceeding from their national interests were acute in the post-Soviet countries since the collapse of the USSR. These countries have repeatedly tried to implement integration projects. However, not all of them were successful due to different approaches to cooperation and unwillingness to transfer a part of national sovereignty. However, due to domestic political development and the need to preserve the existing economic potential, the greatest attention to cooperation within the post-Soviet space was paid by Russia, Belarus and Kazakhstan. For the past twenty years, these countries have been the "core" of integration organizations, being consistent supporters of expanding trade and economic cooperation. In the last five years, the Eurasian economic Union (EEU), which includes Russia, Belarus, Kazakhstan, Armenia and Kazakhstan is one of the most promising integration projects. The formation of the EAEU was preceded by the creation of Customs Union and Common Economic Space, aimed at enhancing cooperation and preservation of the industrial potential. Creation of the EAEU became possible due to the increased interest of a number of post-Soviet countries in deepening cooperation on a multilateral basis. In addition, the difficult situation in industry, limited capacity to establish and develop equal trade and economic relations with Western countries forced the countries of the post-Soviet space to turn towards their own neighbors. An additional factor in the development of integration interactions are domestic and foreign policy factors, first of all, the policy of non-regional states. The article discusses the results of the activities of the Eurasian Economic Union, analyzes factors hindering the expansion of cooperation of the EAEU member states, as well as possible directions of integration development.