В последнее десятилетие геополитическая ситуация в Каспийском регионе и Центральной Азии стремительно меняется. Ключевым фактором стали энергетические проекты, реализованные при участии внерегиональных государств. Создание новых маршрутов поставок нефти и газа на внешний рынок стало мощным инструментом геополитического влияния на страны Центральной Азии и Каспийского региона. Активная политика внерегиональных государств: США, Китая, а также деятельность ЕС привели к переориентации потоков углеводородного сырья, а вместе с этим и к геополитической трансформации евразийского пространства. В ходе энергетического соперничества наибольших выгод добился Китай, который значительно расширил границы геополитического влияния. Стратегическая цель США, которую они продвигали с начала 1990-х годов , - перенаправить потоки нефти и газа с российского (северного) направления на западное , в сторону ЕС - была реализована частично. Американской стороне удалось добиться изменения потоков каспийских углеводородов, но не тех, что добываются в Центральной Азии. Большая часть этих последних стала поставляться в китайском направлении, что превратило Пекин в ключевого партнера для центральноазиатских и прикаспийских стран, определяя характер энергетического сотрудничества и оказывая большое влияние на их внешнеполитические приоритеты. На энергетическое развитие Центральной Азии и Каспийского региона очень сильно влияет их удаленность от основных мировых рынков сбыта. В то же время наличие в непосредственной близости крупных потребителей: Китая, Индии, России - определяет региональный характер энергетических проектов. Пока их влияние не вышло за рамки Евразии. В отличие от США, чья «сланцевая революция» сказалась практически на всех странах и региональных рынках, уровень добычи и экспорт углеводородов в Центральной Азии и Каспийском регионе влияет исключительно на региональные международные отношения. Итоги энергетической политики стран Центральной Азии и Каспийского региона показывают, что, несмотря на строительство новых трубопроводов, которые разрушили монополию России на импорт и транзит этих углеводородных ресурсов, центральноазиатские и каспийские государства все еще зависят от политики соседних государств. Помимо сохранившей свое влияние России в качестве конечного потребителя или транзитеров нефти и газа выступают Китай, Турция и Иран, к которым в перспективе может присоединиться Индия. Более того, страны Центральной Азии оказались жестко привязаны к энергетическим интересам данных государств, которые через механизмы ценообразования и объемы закупаемого углеводородного сырья воздействуют на их политику. Построенные в Каспийском регионе и Центральной Азии трубопроводы не снизили накала геополитического соперничества. Россия, США, Китай и Турция, Иран и Индия по-прежнему уделяют повышенное внимание углеводородным ресурсам прикаспийских и центральноазиатских государств, уже не раз выступавшим в качестве мощного инструмента внешней политики. Приближение сроков ввода в строй новых трубопроводов, потенциальные проекты, которые могут быть реализованы в ближайшее десятилетие, а также настойчивые попытки стран Каспийского региона и Центральной Азии увеличить объемы добычи и экспорт на внешние рынки ведут к новому витку геополитического сражения в этой части евразийского пространства.