Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ) поставило задачу выделения административных дел из общего массива судебных споров. Поскольку в КАС РФ критерии выделения административных дел четко не сформулированы, судебная практика и доктрина стремятся решить эту задачу. В статье оценивается эффективность применяемых методов регулирования предмета административного судопроизводства и выявляются критерии определения административных дел. Проведен сравнительно-правовой анализ законодательства об административной юстиции и административном судопроизводстве России, стран континентальной Европы (Германии, Италии, Испании, Франции, Финляндии, Швейцарии), стран СНГ (Армении, Узбекистана) Грузии. Изучены материалы судебной практики и данные судебной статистики. Показано, что метод энумерации (перечисления в законе административных дел) не может исчерпывающим образом определить предмет административного судопроизводства. Необходимо также, применив метод таксации (оценки), выделить критерии определения административных дел. Комплексным критерием признан публично-правовой характер административных дел, включающий критерии оснований возникновения, целей, субъектного состава, предмета и содержания административного правоотношения. Показана тенденция расширения предмета административного судопроизводства в России и зарубежных странах. Выдвинута гипотеза о дальнейшем расширении предмета административного судопроизводства прежде всего за счет расширения круга административных дел в социальной сфере.
Adoption of the Code of Administrative Judicial Procedure of the Russian Federation (CAJP RF) has set the task of separating administrative cases from the general array of litigations. Since the criteria for distinguishing administrative cases in the CAJP RFare not clearly defined, judicial practice and doctrine seek to solve this problem. The purpose of the issue is to evaluate the effectiveness of the methods used forregulation of the subject of administrative judicial proceedings and to identify the criteria for determining administrative cases. A comparative legal analysis of the legislation on administrative justice and administrative proceedings in Russia, the countries of continental Europe (Germany, Italy, Spain, France, Finland, Switzerland) and the CIS countries (Armenia, Uzbekistan) and Georgia has been carried out. Materials of judicial practice and data of judicial statistics have been studied. It is shown that the enumeration method (listing of administrative cases in the law) cannot exhaustively determine the subject of administrative proceedings. It is also necessary to apply the evaluation method (of taxation), which determines the criteria for the determination of administrative cases. As a complex criterion is considered the public-law nature of administrative relations, includingcriteria of the bases of emergence, the purposes, subject, structure and content of administrative legal relations. The tendency of expansion of administrative judicial proceedings in Russia and foreign countries has been shown. A hypothesis was put forward on the further expansion of the subject of administrative judicial proceedings in Russia primarily due to the expansion of the range of administrative cases in the social sphere.