В эпоху Просвещения значительную роль играла проблема освобождения разума из-под гнета всякого рода предрассудков, заблуждений и суеверий. Проявление этой основной для эпохи Просвещения тенденции мы в полной мере наблюдаем в Германии. Огромное значение это имело для сферы морали, где на смену традиционным христианским взглядам на мораль приходят различные моральные учения ранних просветителей. В данной статье рассматриваются основы моральных учений двух философов эпохи Просвещения - Х. Вольфа и Х. А. Крузия. Первый снискал себе славу активного борца за идеалы Просвещения и жертвы реакционеров-пиетистов. Второй - известный философ и теолог своего времени, один из наиболее ярых противников Вольфа. Вольф был сторонником интеллектуализма, придерживаясь мнения, что из двух основных способностей человека - воли и рассудка - именно рассудок является ведущим и определяющим мотивы воли. Крузий же, напротив, полагал позицию Вольфа опасной для морали и религии и подвергал критике его взгляды, прежде всего закон достаточного основания. Полемика этих двух мыслителей по вопросу свободы воли стала во многом определяющей для дальнейшего развития философии в Германии. Их противостояние нашло отражение в том числе и в этической концепции И. Канта.