В статье проверяется возможность объяснить механизм формирования полисемии путем выявления прототипов в виде когнитивно-значимого перцептивного опыта. Предмет исследования - полисемант qi в китайском языке. Основной метод исследования - дедуктивный, с допущением, что в качестве прототипов могут выступать все или отдельные виды перцептивного опыта, репрезентируемые с помощью данного полисеманта и содержащие физически осязаемый признак «движение вверх». Выявлено, что семантика у qi обусловливается корреляциями вверх - активизация, вверх - возможность справиться с бременем, вверх - созидание, вверх - ограничение и вверх - удаление. Возможность построения данных корреляций заложена в прототипах «вставание», «вставание с грузом на плечах», «сбор чего-то в одно место», «движение с периферий к центру» и «депозиционирование хорошо фиксированного на своем месте объекта». При этом прослеживается прагматизм человека-субъекта познания: наиболее важным для него в различных видах прототипического опыта всегда оказывается намерение и цель действия. Механизм формирования полисемии сводится к тому, что направление движения в прототипическом опыте становится фиксатором представления о целенаправленности действия, параллели между прототипическим и вторичным опытом построены на совпадении их целенаправленности.
The article examines the possibility to explain the mechanism of polysemy for- mation by identifying prototypes in the form of cognitive-significant perceptual experi- ence. The research subject is polysemous word, qi in the Chinese language. The main method used is deductive, with the assumption that all or some types of perceptual ex- perience are represented by this polysemant, and thus, containing a physically tangible sign of "upward movement" can act as prototypes. It is revealed that the semantics of qi is determined from correlations UP ACTIVATION, UP - ABILITY to COPE WITH the BURDEN, UP - CREATION, UP - LIMIT and UP - REMOVAL. The possibility of building these correlations is laid in the prototypes "rising", "rising with a load on the shoulders", "collecting something in one place", "moving from the periphery to the cen- ter" and "depositing a well-fixed object in its place". At the same time, the pragmatism of the person-the subject of knowledge is traced: the most important for him in the pro- totypical experience is always the intention and purpose of the action. The mechanism of polysemy formation points to the fact that the direction of movement in the prototypi- cal experience fixes the idea of action purposefulness and the parallels between the pro- totypical and secondary experience are built on the coincidence of their purposefulness.