Работа посвящена разработке методов оценки эффективности рабочих коллективов на основе технологии социальных сетей. Основной целью разрабатываемых методов является оценка эффективности взаимодействия работников в рамках рабочих процессов. Рассмотрены различные методы анализа социальных сетей, получен ряд ключевых метрик, на основании которых были построены аналитические и визуальные модели социальных сетей — социограммы. В работе были кратко представлены основные характеристики и принципы работы социальной сети, технологического процесса и их составляющих. Был проведен обзор основных механизмов работы с данными понятиями, а также изучено понятие анализа социальных сетей и основные его виды. Далее были формализованы и детально описаны 4 основных типа метрик, получаемых в моделях социальной сети различных рабочих процессов для измерения эффективности работы. В ходе работы были построены социальные сети и их графическое, числовое отображение на базе реальных лог файлов событий различных организаций из разных сфер. Модели и вычисления были проведены в рамках программного обеспечения ProM. На основе построенных социальных сетей, были получены и проанализированы основные типы метрик, проведено их сравнение для различных типов событий, различных сфер компаний. На основании сравнения результатов, были выявлены основные преимущества и недостатки эффективность организации рабочего процесса рассматриваемых компаний и отдельных участников процесса, в частности.
The article is devoted to the development of methods for assessing the effectiveness of work collectives on the basis of social networking technologies. The main purpose of the methods being developed is to assess the effectiveness of employee interaction in the work processes. Various methods for analyzing social networks are considered, a number of key metrics have been obtained on the basis of which analytical and visual models of social networks have been built - sociograms. The paper briefly presented the main characteristics and principles of the social network, the technological process and their components. the review of the basic mechanisms of working with these concepts was conducted, and the notion of analysis of social networks and its main types was studied. Next, 4 basic types of metrics obtained in social network models of different work processes for measuring performance were formalized and described in detail. In the course of the work social networks and their graphical, numerical display on the basis of real log files of events of various organizations from different spheres were constructed. Models and calculations were carried out within the framework of ProM software. Based on the constructed social networks, the main types of metrics were obtained and analyzed, their comparison was made for different types of events, different spheres of companies. Based on the comparison of results, the main advantages and disadvantages of the effectiveness of the organization of the working process of the companies and individual participants in the process, in particular, were revealed.