Статья посвящена анализу осуществляемой в настоящее время во Франции реформы, затрагивающей заключительную ступень среднего общего образования - бакалавриат (baccalaureat) и первую ступень высшего образования - лиценциат (licence). Ее основная социально значимая декларируемая цель - демократизация доступа к высшему образованию и снижение потерь в первые годы обучения в вузе, которые обусловлены необоснованным выбором абитуриентами направления подготовки и отстраненностью вузов от участия в приеме. В работе рассматриваются предпосылки, концептуальные установки, практические задачи и механизмы нормативно-правового и организационно-содержательного обеспечения реформы. Показан системный характер осуществляемых преобразований, охватывающих не только заключительный этап среднего образования и систему итоговой аттестации выпускников французских лицеев (бакалавров), но также систему зачисления в вуз и организацию обучения на первой ступени высшего образования. Выявлены особенности характера и содержания проводимой реформы, обусловленные особенностями организации и управления образованием во Франции.
The article is devoted to the analysis of the ongoing reform in France, affecting the final stage of secondary general education - baccalaureat (bachelor degree) and the first level of higher education - license (licentiate). Its main socially significant declared goal is to democratize access to higher education and reduce losses in the first years of study at the university caused by the unreasonable applicants’ choice and the detachment of universities from participating in admission. The paper examines the prerequisites, conceptual guidelines, practical tasks and mechanisms for regulatory, organizational and substantive reform provision. The article shows the systemic nature of the reforms, covering not only the final stage of secondary education and the system of final certification of graduates of French lyceums (bachelors) but also the system of university admission and the organization of education at the first stage of higher education. The paper identifies the features of the nature and content of the ongoing reform, due to the peculiarities of the organization and management of education in France.