В предлагаемой статье представлены результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязи самооценки и учебной мотивации младших подростков (10-11 лет) в процессе их адаптации при переходе из начального звена в среднее звено школы. Теоретическая часть данной статьи направлена на рассмотрение основных составляющих - самооценка, учебная мотивация, школьная адаптация; проведено качественное изучение научной литературы. В экспериментальной части рассматривается взаимосвязь самооценки и мотивации и их взаимообусловленность. Исследование проводилось по двум опросным методикам в московской школе среди подростков 5-х классов. По результатам эмпирического исследования были сделаны выводы, что большинство младших подростков имеют средний уровень самооценки. При этом наибольший уровень самооценки младших подростков был выявлен в отношении общительности, а наименьший - в отношении популярности у сверстников. У мальчиков выше, чем у девочек, выражена уверенность в себе, что, возможно, связано с гендерной корреляцией. Более половины младших подростков имеют средний уровень учебной мотивации. При помощи корреляционного анализа и полученных результатов подтвердилась общая гипотеза исследования - самооценка младших подростков выступает детерминантой их учебной мотивации. Получили подтверждение и частные гипотезы исследования: у мальчиков учебная мотивация положительно связана с самооценкой ума и уверенности в себе; у девочек учебная мотивация положительно связана с самооценкой общительности.
The proposed article presents the results of the research aimed at studying the interrelation of self-esteem and educational motivation of young adolescents (10-11 years old) in the process of their school adaptation during the transition from the primary to the middle school level. The theoretical part of the article focuses on consideration of the main components: self-esteem, educational motivation, school adaptation; thereto a qualitative study of scientific literature has been carried out. The experimental part consists in examining the relationship between self-esteem and motivation and their interdependence. Two questionnaires were applied in order to carry out the study in a Moscow school among adolescents, 5th graders (10-11 years old). The results of the empirical research allow making conclusion, that most preteens have an average level of self-esteem. Herewith, the highest level of younger adolescents’ self-esteem was revealed in relation to sociability, and the lowest - in terms of popularity among peers. Boys show higher level of self-confidence than girls do; that is probably connected with gender correlation. More than half of junior teenagers have an average level of educational motivation. The general hypothesis of the study saying that the self-esteem of younger adolescents is the determinant of their academic motivation was confirmed by applying the correlation analysis and the results obtained during the study. Particular hypotheses of the study were confirmed as well: the boys’ educational motivation is positively associated with self-esteem of the mind and self-confidence; girls’ learning motivation is positively related to the self-esteem of sociability.