На социально-экономическое и политическое развитие Грузии после развала СССР наложило существенный отпечаток советское институциональное наследие, которое обусловило несоответствие внутренних административных границ местам компактного проживания этносов; существование территорий, обособленных в культурном, историческом, лингвистическом, политическом, экономическом, транспортном аспектах внутри общего конституционного пространства; наличие титульной нации и иерархию этносов; своеобразную систему управления, включавшую элементы кумовства, доминирования личных связей при принятии решений; неуважение к формальным институтам и процедурам. За время, прошедшее с развала СССР, по сравнению со многими другими постсоветскими странами в Грузии произошли значительные изменения разного рода. Наиболее значительная часть изменений произошла после прихода к власти в Грузии победителя первой «цветной революции» на пространстве СНГ Михаила Саакашвили. Став Президентом Грузии в 2003 г. в результате «революции роз», этот человек поставил цель превратить Грузию в «цивилизованную страну» путем быстрых и радикальных реформ. Основными вехами в реформировании Грузии стал комплекс репрессивных мер по борьбе с коррупцией и общеуголовной преступностью и радикальной неолиберальной экономической политики. Такое необычное сочетания репрессий и рыночного либерализма заставило говорить об особом «грузинском пути». Вокруг реформ в Грузии создано немало мифов. По рейтингам международных организаций (Всемирный банк и др.), быстрый взлёт Грузии, создал серьезный пропагандистский козырь для Правительства М. Саакашвили, который оно умело использовало. Поэтому в мире по-прежнему многие считают Грузию «кавказским тигром», успешно и стремительно развивающимся, по примеру Сингапура или Гонконга. Сейчас понятно, что без массивного внешнего экономического вливания созданный М.Н. Саакашвили авторитарный режим не способен был существовать, а эксперимент с реформами, по сути, провалился. Анализ указанных факторов обусловливает актуальность исследования избранной проблематики с применением как научной, так и политической методологии.