Статья посвящена проблеме исследования межкультурной компетентности (МКК) как психологического феномена: ее моделей, факторов, профилей. Представлены результаты эмпирического исследования студентов двух крупных многонациональных российских университетов (388 человек, 254 девушки и 134 юноши), целью которого было выявление типологических профилей МКК и их характеристика в соотношении с индивидуально-личностными факторами. МКК изучалась на основе «Динамической модели межкультурной сенситивности» М. Беннета, для диагностики использовалась модифицированная «Шкала межкультурной сенситивности» О.Е. Хухлаева и М.Ю. Чибисовой в адаптации Ю.А. Логащенко. Индивидуально-личностные факторы рассматривались в рамках Пятифакторной модели Р. Косты и П. МакРэя и диагностировались с помощью краткой формы «Пятифакторного опросника» (русская адаптация М.В. Бодунова и С.Д. Бирюкова). Были выявлены 4 профиля МКК студентов, которым даны условные названия: «этноцентристы», «негативисты», «неопределившиеся (амбивалентные)» и «этнорелятивисты». Показано, что профили различаются между собой не только по характеру соотношения выраженности параметров МКК, но и индивидуально-личностных факторов. Результаты могут быть использованы для разработки программ развития и формирования МКК с учетом выявленной психологической специфики ее профилей.
The article is devoted to the study of intercultural competence (ICC) as a psychological phenomenon including the analysis of its models, factors, and profiles. The results of an empirical study in two major multinational Russian universities (388 students, of which 254 young women and 134 young men) are presented. The aim of the study was to identify the typological profiles of the ICC and their characteristics in relation to personality traits. ICC was studied based on the “Dynamic model of intercultural sensitivity” by M. Bennet. The author’s modification of the “Scale of intercultural sensitivity” by O.E. Khuhlaev and M.Y. Chibisova in the adaptation of Y.A. Lopashenko was used for the ICC diagnostics. Personality traits were considered in the framework of the Five-Factor Model (P. Costa and R. McCrae) and were measured by a short form of the “Five-Factor Questionnaire” in Russian adaptation by M.V. Bodunov and S.D. Biryukov. We identified four ICC profiles of students provisionally called “ethnocentrists”, “negativists”, “undecided (ambivalent)”, and “ethnorelativists”. It is shown that the profiles differ not only in the correlation between the severity of parameters of the ICC, but also in personality traits. The results can be used for the design of ICC development and formation programs, based on the identified psychological specifics of ICC profiles.