Статья посвящена методологическим аспектам анализа взаимоотношений двух крупнейших течений в исламе - суннизма и шиизма. Изучение суннито-шиитских взаимоотношений на современном этапе представляется чрезвычайно актуальным, поскольку они отражают геополитическое и геостратегическое соперничество в регионе и изменение конфигурации межгосударственных альянсов. После «арабской весны» в регионе Ближнего и Среднего Востока вспыхнуло сразу несколько конфликтов (Ирак, Сирия, Йемен), одной из причин которых является противостояние между суннитами и шиитами. Причем назревает еще несколько горячих точек, в которых столкнутся представители двух крупнейших течений внутри ислама (Ливан, Саудовская Аравия, Бахрейн). С целью поиска путей урегулирования указанных конфликтов необходимо глубоко изучить истоки, сущность и особенности развития суннито-шиитских взаимоотношений, что также обусловливает актуальность темы данной статьи. Используя сравнительный метод, метод историзма, проблемно-хронологический метод, а также количественные методы анализа, автор выделяет шесть этапов суннито-шиитского противостояния, в ходе которых противоречия между двумя течениями постепенно перешли с внутригосударственного на межгосударственный, а затем и на глобальный уровень. Сопоставляя внешнеполитическую практику суннитских и шиитских государств на современном этапе, автор доказывает, что в настоящее время между суннитами и шиитами происходит борьба за реализацию моделей развития исламского мира. Эти модели носят глобальный характер, они направлены на объединение исламского мира. Однако в их основе лежит абсолютно разное видение конфигурации этого мира, в частности региона Ближнего и Среднего Востока.
The article is devoted to methodological aspects of analysis of confrontation between two biggest trends in Islam - Sunnism and Shiism. It’s extremely important to study Sunni-Shiite relations on the modern stage because they reflect geopolitical and geostrategic rivalry in the region and change of interstate alliances’ configuration. After “the Arab spring” in the Middle East some conflicts have flared up (Iraq, Syria, Yemen), and one of the reasons of all the conflicts is a confrontation between Sunnis and Shiites. Moreover, some more hot spots are brewing, in which the representatives of two major trends in Islam will face (Lebanon, Saudi Arabia, Bahrain). In order to find ways to settle these conflicts we need to learn profoundly the origins, nature and characteristics of Sunni-Shiite relations, and it also determines the relevance of this article’s topic. Using comparative method, historicism, problem-chronological method and quantitative methods of analysis, the author indicates six periods of Sunni-Shiite antagonism, during which the contradictions between two trends had gradually shifted from domestic to international level, and then to global level. Comparing foreign policy practice of Sunni and Shiite states at the present stage, the author proves that nowadays the struggle between Sunnis and Shiites for the implementation of models of the Islamic world’s development takes place. These models are global, they are aimed at the unification of the Islamic world. However they are based on completely different visions of this world’s configuration, particularly in the region of the Middle East.