Статья посвящена исследованию лингвокультурной ситуации 1941-1945 гг., впервые подвергающейся специальному научному исследованию. В структуре лингвокультурной ситуации этого периода прежде всего выделяется лингвокультурная универсалия «Война», оказавшая влияние на концепты, выделяемые в ее составе, в частности, в рамках культурно-тематического поля «Явления природы». Также рассмотрены особенности вербализации лексемы «ветер» в художественных произведениях 1943-1945 гг., которая отражает особое восприятие явлений природы в лингвокультурной ситуации данного временного отрезка. Сочетания с лексемой «ветер» передают лингвокультурные детали, входящие в состав концептов «победа», «родина»/«чужбина», «смерть»/ «жизнь» и др.
The article is devoted to linguocultural situation of 1941-1945, which is the subject of a special research for the first time. The structure of linguocultural situation of this period treats “war” as a dominant linguocultural universal. This universal influences the built-in concepts in cultural and thematic field “Natural phenomena”, in particular. The article describes the features of the word “wind” verbalization in literary texts of 1943-1945. This lexical unit reflects a particular perception of natural phenomena in the linguocultural situation. The word “wind” and combinations with it form various linguocultural details in the structure of atypical concepts such as “victory”, “homeland”/”foreign land”, “death”/“life” and others.