Взаимосвязь самоактуализации личности и интеллектуального развития у студентов высших учебных заведений

Происходящие в обществе и мире изменения оформляют самоактуализацию в одном понятийном ряду с проблематикой идентичности. Каждый человек в своей жизни сталкивается с множеством вариантов и возможностей выборов, альтернатив, а также имеет множество шансов утратить возможность к самоактуализации под влиянием тех или иных обстоятельств. Особенно остро данная проблема стоит в контексте современных информационных влияний и идеологии знакового потребления. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу взаимосвязи самоактуализации личности и интеллектуального развития у студентов. Участниками исследования являлись 50 студентов. В качестве психодиагностического инструментария были использованы методики «Измерение уровня самоактуализации» (модификация Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза), а также тесты интеллекта Айзенка-Горбова. В ходе выполненной процедуры корреляционного анализа с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена было установлено, что существует взаимосвязь самоактуализации личности и интеллектуального развития у студентов. По результатам исследования было установлено наличие выраженных взаимосвязей между показателями самоактуализации личности и особенностями интеллектуального развития у студентов. Можно говорить о том, что познавательные потребности прямым образом связаны с результативностью выполнения тестов интеллекта. Помимо этого, имеет место связь между самоуважением, принятием агрессии, ориентацией во времени, спонтанности с показателями по тестам интеллекта. Гипотеза исследования подтверждается.

The changes taking place in society and the world formulate self-actualization in the same conceptual series with the issue of identity. Each person in their life is faced with many options and possibilities of choices, alternatives, and also has many chances to lose the opportunity for selfactualization under the influence of certain circumstances. This problem is especially acute in the context of modern information influences and the ideology of sign consumption. The article presents the results of an empirical study devoted to the analysis of the relationship between personal selfactualization and intellectual development among students. The participants of the study were 50 students. Methods of “Measuring the level of self-actualization” (modified by L.Ya. Gozman and M.V. Croz), as well as Eysenck-Gorbov intelligence tests were used as psychodiagnostic tools. During the performed correlation analysis procedure using Spearman's rank correlation coefficient, it was established that there is a relationship between personality self-actualization and intellectual development in students. Based on the results of the study, it was established that there are pronounced relationships between indicators of personality self-actualization and the characteristics of intellectual development among students. We can say that cognitive needs are directly related to the performance of intelligence tests. In addition, there is a connection between self-esteem, acceptance of aggression, time orientation, and spontaneity with performance on intelligence tests. The research hypothesis is confirmed.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Аналитика Родис
Number of issue
3-1
Language
Russian
Pages
228-234
Status
Published
Volume
13
Year
2024
Organizations
  • 1 Московская международная академия
Keywords
self-actualization; intellectual development; student age; intelligence tests; intelligence; самоактуализация; интеллектуальное развитие; студенческий возраст; тесты интеллекта; интеллект
Share

Other records