Проблема правовой оценки содержания научных и образовательных текстов с позиции роли и места автора в генеративном контенте нейросетей

Постоянное развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта и их внедрение в образование является обязательным для большинства ведущих университетов в России и за рубежом, поскольку технологии, основанные на искусственном интеллекте (например, нейронные сети, машинное обучение и т.д.), придают новый импульс развитию университетов и образовательных учреждений. При этом как в России, так и за рубежом осознаются и риски (напр., использование большого количества учебного контента и материалов создало высокий спрос на соблюдение прав интеллектуальной собственности), и польза (напр., персонализация обучения, повышение эффективности системы образования) от внедрения ИИ в образование. При этом насущно требуется научное осмысление и анализ подходов права к регулированию работы нейросетей и генеративного искусственного интеллекта в контексте созданиям им/с его помощью научных и образовательных текстов с позиции возможностей решения проблемы доверия таким результатам и использования ИИ в сфере образования с одновременной оценкой плюсов и минусов поддержки ИИ, оказываемой людям вообще и участникам образовательных отношений в частности с учетом положений действующего авторского права и подходов к признанию авторства ИИ в зарубежных правопорядках. Такое исследование проводится автором с позиции методологии, предполагающей субъективно-объективную заданность мира, и методов диалектики. Научная новизна определяется самой ставящейся целью исследования. В числе прочего выявленные перспективы применения ИИ в образовании связываются автором в написании с помощью искусственного интеллекта и последующей оценке работ обучающихся; выявлено, что требуется дискуссия в обществе о морально-этической и прагматически-полезной составляющих работы нейросетей; тщательный анализ существующего правового регулирования деятельности нейросетей за рубежом и на международном уровне для создания адекватного отечественного регулирования при выработке подходов законодательства РФ и с учетом необходимости соблюдения экономического и технологического суверенитета страны и закрепления морально-этических установок научных работ; разработка алгоритмов работы системы «Антиплагиат», которые позволят отделять личный вклад автора научного текста от машинного (алгоритма, ИИ).

The constant development of digital technologies and artificial intelligence and their introduction into education is mandatory for most leading universities in Russia and abroad, since technologies based on artificial intelligence (for example, neural networks, machine learning, etc.) give a new impetus to the development of universities and educational institutions. At the same time, both in Russia and abroad, the risks are recognized (the use of a large amount of educational content and materials has created a high demand for compliance with intellectual property rights), and the benefits (personalization of learning, improving the effectiveness of the education system) from the introduction of AI in education. At the same time, there is an urgent need for scientific understanding and analysis of legal approaches to regulating the work of neural networks and generative artificial intelligence in the context of scientific texts created by them/with its help from the perspective of the possibilities of solving the problem of trust in such results and the use of AI in education, while simultaneously assessing the pros and cons of AI support provided to people and participants in educational relations in particular taking into account the provisions of current copyright law and approaches to recognizing the authorship of AI in foreign legal systems. Such a study is conducted by the author from the standpoint of methodology, assuming a subjective and objective definition of the world, and methods of dialectics. Scientific novelty is determined by the very purpose of the research. Among other things, the identified prospects for the use of AI in education are linked by the author in writing with the help of artificial intelligence and subsequent evaluation of students' work; it is revealed that a discussion in society about the moral, ethical and pragmatically useful components of neural networks is required; a thorough analysis of the existing legal regulation of neural networks abroad and internationally to create adequate domestic regulation when developing approaches to the legislation of the Russian Federation and taking into account the need to respect the economic and technological sovereignty of the country and consolidate the moral and ethical guidelines of scientific works; development of algorithms for the operation of the Anti-Plagiarism system, which will allow separating the personal contribution of the author of a scientific text from a machine (algorithm, AI).

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа"
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
1-22
Status
Published
Year
2024
Organizations
  • 1 ФГАОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Keywords
education; science; author; authorship; generated content; neural networks; copyright; digitalization; problem of trust; content labeling; образование; наука; автор; авторство; сгенерированный контент; нейросети; авторское право; цифровизация; проблема доверия; маркировка контента
Share

Other records

Мнацаканян М.К., Рубцова Н.А., Хамидов Д.Х., Кабанов Д.О., Каприн А.Д.
Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. Общество с ограниченной ответственностью Издательство Медиа Сфера. Vol. 13. 2024. P. 16-21