Стратегии конструировании идентичности путешественников -русских дворян Н. М. Пржевальского и А. М. Оссендовского по Монголии

В статье исследуется проблема конструирования представлений русских путешественников конца XIX -- начала XX в. Н. М. Пржевальского и А. М. Оссендовского о Монголии и рассматривается роль пространственных образов в осмыслении авторами травелогов собственной идентичности в свете концепции Космо-Психо-Логоса Г. Д. Гачева. Концепция ученого позволяет описать монгольскую культуру как единое семиотическое пространство, аккумулирующее архетипы сакрального ландшафта, национального характера и мышления. Рассматривается восприятие авторами путешествий в Центральную Азию мифологемного образа невидимой страны Агарти (Пржевальский) и Агарты (Оссендовский), соотносимого в представлениях русских путешественников с широко распространенными легендами Тибета и Индии о стране Шамбала с одной стороны, и о Беловодье в представлениях старообрядцев Сибири - с другой. Утверждается, что авторы путешествий в поликультурной среде использовали стратегию гибридной или смешанной идентичности. Нарратив о невидимой земле в сочинениях путешественников - это экзистенциальный опыт переживания «своего» и «чужого» пространства. Авторы путешествий демонстрируют открытость при восприятии элементов центральноазиатской культуры и воспринимают её как совместимую с родной.

The article analyzes the construction of representations by Russian travelers of the late 19th to early 20th centuries, specifically N. M. Przhevalsky and A. M. Ossendowsky, regarding Mongolia. It examines the role of spatial images in the authors' interpretation of their own identities through the lens of G. D. Gachev's Cosmo-Psycho-Logos concept. This theoretical framework allows for a description of Mongolian culture as a unified semiotic space that accumulates archetypes of the sacred landscape, national character, and modes of thinking. The article explores how these travelers perceived the mythologized image of the invisible land of Agarti (Przhevalsky) and Agharta (Ossendowsky), which Russian travelers associated with widely known legends of Tibet and India about the land of Shambhala on the one hand, and the Old Believers' concept of Belovodye in Siberia on the other. It is argued that these travel authors, within a multicultural environment, employed a strategy of hybrid or mixed identity. The narrative of an invisible land in their works represents an existential experience of encountering both “self” and “other” spaces. The travelers display openness to elements of Central Asian culture, viewing it as compatible with their native culture.

Publisher
Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
138-153
Status
Published
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Кыргызско-Российский Славянский университет
Keywords
hybrid identity; national image; cosmo-psycho-logos; inculturation; acculturation; cultural memory; mongols; travelogue; Georgy Dmitrievich Gachev; Nikolai Mikhailovich Przhevalsky; Anton Martynovich Ossendowsky; гибридная идентичность; национальный образ; космо-психо-логос; инкультурация; аккультурация; культурная память; монголы; травелог; Георгий Дмитриевич Гачев; Николай Михайлович Пржевальский; Антон Мартынович Оссендовский
Share

Other records