Рост числа вооруженных конфликтов и политических кризисов на Африканском континенте способствует активизации поиска эффективных стратегий их урегулирования как на международном, так и на региональном и национальном уровнях. В статье представлен анализ специфики деятельности Российской Федерации (РФ) в Африке в сфере миротворчества, вызовов и проблем, стратегий и дальнейших перспектив. Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что Россия активно развивает африканский вектор внешней политики, а также усилением неоколониального дискурса в странах Африки. На основании проблемно-хронологического подхода и сравнительного анализа; оценок количественных данных по реализации миротворческих миссий ООН в Африке; военных операций, санкционированных региональными организациями; анализа инструментария, преимуществ, проблем и особенностей миротворчества Российской Федерации в рамках африканского вектора автор пришел к закономерному выводу, что количество миротворческих операций и политических миссий ООН в Африке неуклонно растет, их мандаты значительно усложняются и расширяются. При этом Российская Федерация обладает значительным потенциалом в сфере миротворческой деятельности в Африке, в частности, по таким направлениям, как прямое участие в миротворческих миссиях ООН, поддержка миротворческих миссий африканских региональных и субрегиональных организаций различными методами, а также обучение персонала африканских миссий российскими военными. В то же время представленность персонала РФ в текущих миссиях крайне невысокая, хотя и имеет небольшую положительную динамику. На данном треке Россия проявляет себя как в области подготовки и предоставления военных наблюдателей, в компетенцию которых входят политические методы регулирования, так и в поддержке необходимости проведения реформы миротворческой деятельности ООН.
The growing number of armed conflicts and political crises on the African continent contributes to the intensification of the search for effective strategies for their resolution both at the international, regional and national levels. The article analyzes the specifics of the Russian Federation (RF) activities in Africa in the field of peacekeeping, problems, strategies, challenges and future prospects. The relevance of this problematics is due to the fact that Russia is actively developing the African vector of foreign policy, as well as the increase of neo-colonial discourse in African countries. Based on the problem-chronological approach and comparative analysis, as well as assessments of quantitative data on the implementation of UN peacekeeping missions in Africa, as well as military operations authorized by the regional organizations, and analysis of the tools, advantages, problems and aspects of peacekeeping of the Russian Federation within the African vector, the author came to the natural conclusion that the number of peacekeeping operations and UN political missions in Africa is steadily increasing, their mandates have grown considerably, and that the Russian Federation's involvement in peacekeeping activities in the region has become more complex. At the same time, the Russian Federation has considerable potential in the sphere of peacekeeping activities in Africa, in particular, in such areas as: direct participation in UN peacekeeping missions, support of peacekeeping missions of African regional and sub-regional organizations by various methods, as well as training of personnel of African missions by Russian military personnel. At the same time, the representation of Russian personnel in current missions is extremely low, although it has a slight positive trend. In this track, Russia shows itself both in training and providing military observers, whose competence includes political methods of regulation, and in supporting the need for reform of UN peacekeeping.