В статье рассматриваются особенности медиасистем постсоветского пространства, исследуются векторы эволюции и методы исследования данных медийных систем. Во введении авторы ставят задачу по сопоставлению постсоветских медиасистем, выявлению общих принципов их функционирования, выделяют «внутрисистемные» и «внешние» факторы, относящиеся к экономической и политической областям, а также к изменениям, затронувшим аудиторию массмедиа, влияющим на векторы развития постсоветских медиасистем. В методологической части статьи авторы обобщают подходы к изучению постсоветских медиасистем, включая труды российских исследователей и западных специалистов. В научных трудах западных ученых с конца 1980-х гг. больше внимания уделяется медиа как инструменту конструирования особой реальности, особенно в связи с развитием интернета. Отмечается, что специфические отечественные традиции изучения массмедиа характеризуются повышенным интересом к журналистике во всех ее формах. При этом в настоящее время акцент российских исследований смещен в сторону изучения медиасистем и цифровых медиа. В части, посвященной результатам исследования, авторы отмечают, что в России появление цифровых медиаплатформ привело к значительным изменениям в структурах традиционной медиасистемы, которая сейчас является сложной многокомпонентной единицей. Сходные процессы отмечаются в медиасистемах в постсоветских Беларуси, Казахстане, Кыргызстане. В заключительной, дискуссионной части авторы приходят к закономерному выводу, что цифровизация медиасистем постсоветского пространства ставит перед ведущими странами Содружества Независимых Государств задачи использования инструментов цифровизации для выработки общих подходов и единой информационной политики евразийского информационного пространства.
The article examines the features of media systems in the post-Soviet space and examines the evolution vectors and methods of studying these media systems. In the introduction, the authors set the task of comparing post-Soviet media systems, identifying the general principles of their functioning, highlighting "intra-system" and "external" factors related to the economic and political spheres, as well as to the changes that affected the mass media audience, influencing the development vectors of post-Soviet media systems. In the methodological part of the article, the authors summarize approaches to the study of post-Soviet media systems, including the works of Russian researchers, as well as Western specialists. Since the late 1980s, the works of Western researchers have paid more attention to media as a tool for constructing a special reality, especially in connection with the development of the Internet. It is noted that specific domestic traditions of studying the mass media are characterized by an increased interest in journalism in all its forms. At the same time, the emphasis of Russian research is currently shifting towards the study of media systems and digital media. In the section devoted to the results of the study, the authors note that in Russia the emergence of digital media platforms has led to significant changes in the structures of the traditional media system, which is now a complex multi-component system. Similar processes are observed in the media systems of post-Soviet Belarus, Kazakhstan, and Kyrgyzstan. In the final, discussion section, the authors come to the conclusion that the digitalization of media systems in the post-Soviet space poses challenges for the CIS countries to use digitalization tools to develop common approaches and a unified information policy for the Eurasian information space.