Определенность в понимании юридической сущности и структуры административного процесса необходима в целях повышения эффективности административно-процессуальной деятельности уполномоченных органов и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Настоящая статья посвящена исследованию и развитию интегративной концепции административного процесса и административно-процессуального права. В статье проанализированы существующие в доктрине подходы к пониманию административного процесса (управленческий, юрисдикционный, юстиционный, интегративный). Высказано мнение, что управленческая, юрисдикционная, юстиционная концепции по отдельности раскрывают лишь одну из граней административного процесса, в то время как более цельному видению административного процесса способствует интегративная теория. В ходе исследования выделены характерные признаки административного процесса, отражена сущность деятельности, осуществляемой в рамках административного процесса, раскрыты понятия административного дела, административной процедуры и ее структуры в интегративном понимании. В статье обсуждается сложная и многоуровневая структура административного процесса. Авторами сформулированы дефиниции административного процесса и административно-процессуального права с точки зрения интегративного правопонимания. Установлено, что все предпосылки для формирования и развития административного процессуального права в качестве самостоятельной отрасли объективно сложились. Авторами поддержана идея выделения в структуре административного процессуального права таких подотраслей, как исполнительное административно-процессуальное право и судебное административное право.
A clear understanding of the legal essence and structure of the administrative process is required to improve the efficiency of the administrative and procedural activities conducted by authorised agencies and to protect the rights and legitimate interests of individuals and legal entities. This article examines the integrative concept of the administrative process and administrative procedural law. It reviews the existing approaches to understanding the administrative process (managerial, jurisdictional, judicial, and integrative) within the doctrine. In the opinion of the author, the managerial, jurisdictional and judicial concepts each reveal only one facet of the administrative process, while the integrative theory contributes to a more complete vision of the administrative process. The study identified the characteristic features of the administrative process, the essence of the activities conducted within the administrative process, the concepts of an administrative case, administrative procedure and its structure in an integrative sense. The article discusses the complex and multilayered structure of the administrative process. The authors formulates the definitions of the administrative process and administrative procedural law in terms of integrative legal understanding. It is established that there already are all the objective prerequisites for the formation and development of administrative procedural law as an independent branch. The authors supports the idea of distinguishing executive administrative procedural law and judicial administrative law as sub-branches of administrative procedural law.